Digital маркетинг: на пальцах о том, что это такое
Почему мы подняли эту тему?
Digital маркетинг: совершенно внезапно и случайно обнаружилось, что многие не знают определения этого понятия. Случилась очень забавная ситуация: к нам пришел клиент со словами:
Нам нужен комплексный digital маркетинг, присылайте КП (коммерческое предложение), описания, презентации… после утвердим смету
На что был простой ответ с нашей стороны:
Ок. А вам прямо комплексный-комплексный или все-таки есть пул пожеланий?
Ну диджитал, вы же разбираетесь, вот и делайте
Разумеется диалог продолжался еще какое-то время, и в итоге мы получили чистосердечное признание, что человек вообще не в курсе, что это слово означает. Мы, само собой, все объяснили и обсудили, но именно из-за этой ситуации хочется посвятить данному определению отдельную статью.
Итак, в первую очередь сформулируем общее понимание. В переводе с английского digital означает цифровой. Digital маркетинг – это использование всего комплекса цифровых каналов, через которые продвигается бренд/компания/продукт или привлекается вниманию аудитории.
Диджитал-маркетинг (или цифровой маркетинг) не так давно начал осваиваться отечественными маркетологами, хотя существует довольно давно. Его называют также цифровым маркетингом. Это маркетинг товаров и услуг, ориентированный на применение цифровых технологий в целях привлечения и удержания клиентов (потребителей).
Термин диджитал-маркетинг начали широко использовать в 1990-х годах. При этом и в 1980-х на практике применяли приемы digital маркетинга, но термин этот не использовали. Например, компания ChannelNet (на тот момент она называлась SoftAd Group) разработала и реализовала рекламную кампанию для автопроизводителей: в журналах размещали вкладыши, которые читатели должны были вырезать и по почте выслать производителям. В ответ они получали бесплатный тест-драйв и дискету с рекламой разных марок автомобилей. По сути, это уже был диджитал маркетинг, ведь использовался цифровой носитель.
Чаще всего понятие digital маркетинга путают с интернет-маркетингом. Неудивительно, ведь диджитал-маркетингу свойственно тесное переплетение с интернет-маркетингом. Это недопонимание даже логично, так как в диджитал входит весь инструментарий обычного интернет-маркетинга. Но важная разница заключается в том, что digital выходит за рамки только интернет-рекламы и использует цифровые каналы, которые не всегда имеют отношение к интернету, банально:
- - ТВ реклама (только цифровые каналы)
- - Приложения
- - SMS рассылка
- - Второй экран
После этого абзаца можно подумать, что digital это просто весь маркетинг, однако, это не так. В данном случае мы не используем каналы традиционного маркетинга. Мы используем только цифровые каналы. Вы спросите в чем фундаментальная разница? Она не всегда на поверхности.
Ну, например, вот в чем различие между ТВ рекламой и рекламой в цифровом ТВ? "Что вы мне тут какую-то дичь впариваете?" - может быть вполне логичный вопрос от читателя данной статьи. Цифровые каналы отличаются от традиционных тем, что мы можем собрать четкие, объективные и актуальные данные. А в современных реалиях возможность давать клиенту понятные и четкие цифры жизненно необходима компаниям, которые оказывают услуги.
Что же все-таки входит в digital?
- 1. Интернет и устройства, предоставляющие доступ к нему (компьютеры, планшеты, смартфоны и т.д.).
- 2. Локальные сети. Внутренние сети компаний – экстранет.
- 3. Мобильные устройства. Речь идет об установке брендированых приложений или организация WOW звонков на телефон.
- 4. Цифровое телевидение. Основная суть – это интеграция с приложениями на телефоне, второй экран или second screen технологии, синхронизация с интернет рекламой.
- 5. Интерактивные экраны, POS терминалы Это вид digital media, который постепенно вытесняет стандартную наружную рекламу.
- 6. Digital гаджеты – устройства, которые могут собирать информацию и передавать ее на другие носители. Например умные часы, фитнес браслеты и другие.
В некоторых книгах же к важнейшим мероприятиям диджитал-маркетинга сегодня причисляют:
- поисковую seo-оптимизацию;
- маркетинг поисковый;
- контент-маркетинг;
- инфлуэнс-маркетинг (влияния – influencer);
- SMM-маркетинг (в социальных медиа);
- email-маркетинг (осуществление прямых рассылок);
- контекстного вида рекламу;
- рекламу в электронных изданиях.
Давайте еще раз, тезисно.
- Digital маркетинг это не тоже самое, что и интернет маркетинг.
- Основное отличие от любого другого вида маркетинга заключается в использовании ВСЕХ цифровых каналов взаимодействия с аудиторией.
- Основное отличие цифровых каналов от любых других – возможность собирать четкие и объективные данные.
Инструменты диджитал-агентств
Диджитал-агентства занимаются продвижением брендов в цифровой среде.
В таких компаниях обычно есть маркетологи, SEO-специалисты, аналитики, менеджеры проекта, дизайнеры, верстальщики, программисты, контент-менеджеры и копирайтеры. Также иногда нанимают видеооператоров или фотографов.
К основным инструментам digital агентств относят социальные сети, контекстную и медийную рекламу, раскрутку сайтов, рекламу в мобильных приложениях, управление репутацией. Одним из важнейших инструментов агентства является SEO, то есть оптимизация сайтов под поисковые системы. Агентства, которые занимаются диджитал маркетингом, создают локальные сети и распространяют через них информацию. В сети несколько устройств, и пользователи могут получать полезную информацию, обмениваясь файлами и сообщениями. Также ведется работа по продвижению по каналам цифрового телевидения. Для владельцев интернет-ресурсов организуют участие в семинарах, форумах и других профессиональных мероприятиях.
Все множество инструментов можно разделить на три группы:
- собственные ресурсы (сайты, страницы в соцсетях, которыми бизнес владеет и может распоряжаться)
- платные ресурсы (все, за что компании нужно платить)
- заработанные ресурсы (сарафанное радио или earned media — бесплатные или приобретенные коммуникационные каналы)
3 главных метода диджитал-продвижения
- SEO – оптимизация сайта для повышения его позиций в поисковых системах. Действовать начинает через несколько месяцев, но эффект потом стабильный.
- SMM – работа с группами в социальных сетях, в том числе создание и размещение контента, организация конкурсов и других форм взаимодействия с аудиторией.
- SERM – управление репутацией компании за счет создания ее положительного имиджа на площадках с отзывами.
Чем хорош digital-маркетинг
Этот вид маркетинга дает охват не только онлайн-пользователей, но и людей, использующих планшеты и мобильные телефоны, загружающих приложения. За счет этого расширяется аудитория. Этот подход позволяет привлекать офлайн-аудиторию на онлайн-рынок, и наоборот. Например, когда с помощью рассылки по электронной почте вы приглашаете пользователя на офлайн-мероприятие, например, бизнес-завтрак.
Диджитал маркетинг позволяет собирать четкие статистические данные о пользователях, так как почти все действия онлайн учитываются специальными сервисами. В результате выводы об эффективности отдельных каналов и портрет потребителя точнее.
И, разумеется, постоянная рекламная рубрика: настоящий digital и креативные маркетинг вы можете заказать и получить у нас, в http://www.verstal.com/
А замечательные картинки, которые используются в этой статье взяты у Mail.ru Group