Современные гаджеты провоцируют сотрудников работать сверхурочно
Такая тенденция закрепилась в корпоративной культуре после массового распространения смартфонов и планшетов с постоянным доступом в интернет. Как беспрерывная работа влияет на сотрудников, мы решили выяснить у эксперта – исследователя в области социальной психологии Ольги Булыгиной:
Непрерывный процесс коммуникации с коллегами и партнерами по работе во внерабочее время становится в последнее время развитой тенденцией, что, несомненно, упрощается с активным применением планшетов и других мобильных устройств.
Мотивация человека играет в этом вопросе далеко не последнюю роль. Если работник имеет высокую мотивацию (ему это взаимодействие может принести финансовую выгоду, помочь в продвижении по карьерной лестнице и т.п.), то, как правило, он с большей готовностью вступает в коммуникацию. Если для работника это формальное и немотивированное исполнение обязательств, то он реагирует на обращения медленнее, а инициатором их либо является крайне редко, либо не является вовсе. Если коммуникация дает работнику возможность чувствовать себя "нужным" (например, человек одинок, и ему хочется, что называется, "с головой погрузиться в работу") или общение работнику приносит эмоциональную разрядку (здесь речь больше идет о неформальном взаимодействии), то такое общение в некотором смысле повышает качество жизни человека и является полезным. Однако в большинстве случаев постоянное нахождение в процессе взаимодействия с коллегами и партнерами по работе не позволяет человеку переключиться на другой вид деятельности, что негативно сказывается на качестве жизни в целом и на эффективности его работы в результате.
Наше законодательство никак не регулирует деловые коммуникации сотрудников после работы. В других странах государственные и общественные организации уже обратили внимание на негативные факторы этого явления. Так, недавно во Франции два профсоюза заключили соглашение с местными работодателями: по нему французские IT-специалисты могут не отвечать на связанные с профессиональной деятельностью электронные письма по истечении 13 проведенных на работе часов. Похожее предписание есть и в Германии. Министерство труда ФРГ не рекомендует беспокоить сотрудников во внеурочное время.
Российские сотрудники по-разному объясняли, почему для них важно всегда быть на связи:
- Для меня работа всегда важнее;
- Отвечаю, потому что много свободного времени;
- Отвечаю иногда, когда вопрос срочный;
- Отвечаю круглосуточно;
- На начальной стадии в построении структуры обязательно отвечать.
И только один из 502 опрошенных сообщил, что у них действует запрет руководства на деловые звонки и письма во внерабочее время. Контакты
Меланя Айдинян
PR-менеджер Viadeo Russia
+7 495 232 32 00 (доб. 1525)
m.aydinyan@imedia.ru