Сколько хороших пользователей приводят плохие отзывы
В сети довольно мало конкретных статей по проблеме плохих отзывов. Тем более, мало кто классифицировал и подробно разбирал мотивацию их написания. Я же постараюсь разделить вместе с вами плохие отзывы на конкретные группы, а затем покажу, как мы работаем с каждой из них в своем сервисе и как используем их потенциал для развития нашего стартапа. Если эта статья покажется вам сведением счетов, то, возможно, так оно и есть.
Итак, начнем с самого последнего примера плохого отзыва. Это пример того, с чем вы можете столкнуться, если вдруг каким-то образом заденете самолюбие какого-то сервиса в процессе своего развития. Пример достаточно показателен и будет интересен многим. Словом, в сети появился отзыв о нашем сервисе, причем, достаточно объемный и написанный с душой, желчью и подсосанными чуть более чем полностью из пальца "доказательствами" бреда. Такие отзывы мы относим к классу "Обиженный дерьмо*ый проект".
1. Класс "Обиженный д*рьмовый проект"
Конечно, таким образом я немного пропиарю чужой проект, но что уж тут поделать. Приведу его текст в виде картинки полностью (отзыв разбил на фрагменты, чтобы легче было анализировать. Полный текст здесь). Итак, пишет про нас сервис 101widgets.com. Мотивация отзыва - примерно 1,5 года назад мы включили виджеты с их сервиса в список подозрений за "хулиганство" и жалобы новых пользователей на необъяснимые появляющиеся время от времени фреймы на их сайтах, которые подгружали скрипты виджетов время от времени. После детального анализа сайтов пользователей с этой проблемой было выявлено, что iframe-мы создавались по средствам JS скрипта, который подключался с сервера 101widgets.com. После удаления из кода сайта подключения виджета эта проблема исчезала. Наши ребята создали правила определения подключения виджетов с сайта 101widgets.com и теперь пользователь при вынесении этого вердикта может самостоятельно проанализировать - является ли этот код вредоносным и если нет, у пользователя есть возможность добавить файл, где происходит подключение виджета, в список исключений. При следующей проверке сканером этот файл будет пропущен. Этот вердикт является лишь подозрением и файл, в котором есть подключение виджета, не подвергается автоматическому лечению.
Сервис 101widgets.com очень популярен среди вебмастеров и данный вердикт не был бы добавлен в антивирусную базу Вирусдай, если бы мы не обнаружили явного злоупотребления доверием вебмастеров, которые размещали на своих сайтах различные виджеты этого сервиса.
1. Вроде как зарегистрировались на virusdie.ru и сразу получили письмо от mail.ru. П*здешь, конечно же. Письмо от mail.ru можно получить только если твой сайт зарегистрирован в top.mail.ru, поскольку этот сервис использует наши возможности поверхностного сканирования сайтов. Все кому не лень в Рунете писали об этом.
Далее, профессионалы в изучении фишинговых проектов (поиском пользоваться так и не научились, похоже) пишут несколько пространных предложений про нашу лендинговую страницу, на которой по их мнению должно быть написано про наше сотрудничество с mail.ru. Ну, им-то лучше знать что нам писать на своей странице.
Добираются для тела описания вердикта, говорят, что им не разъяснены причины детектирования (как у больших мальчиков). П*здят, конечно. Читаем тело вердикта, определяемого как "Подозрение": "На странице присутствует скрипт с сайта 101widgets.com, который неоднократно был замечен во вредительстве. Рекомендуется ручная проверка." (полный текст вердикта https://virusdie.ru/verdicts/?id=113). Читаем результаты расследования Шерлока дальше.
Потом профи добавили наш собственный сайт в свой список на сервисе (вот это нам действительно напомнило о том, что надо бы расширить список сайтов, которые нельзя добавлять. Ведь достаточно много любителей, пробующих добавить Яндекс или Гугл, или Вконтактик в свой список).
А дальше самое страшное! Им предложили загрузить на свой хост эксплойт (конечно же для того, чтобы мы украли все суперважные данные с сервера пользователя, гадили там и рассылали спам, для чего же еще)! Вот здесь что-то ни одного доказательства не приведено, а жаль. Читаем еще.
Утверждаем, оказывается, что мы - это mail.ru! Круто, где это написано? А нигде!
Ага! Вот мы и попались! Не дали автору написать что-то на Хабре! Можем только предположить, что их на хабр никто не приглашал и у них просто нет возможности что-то прокомментировать. Ну что же, не всем экспертам сидеть на хабре. Такова жизнь.
Что в итоге? В итоге сервису, который сгенерировал этот отзыв можно было просто (1,5 года прошло с момента добавления вердикта в базу, Карл! Полтора года!) обратиться за разъяснениями к нам (что они вроде как и сделали, но что-то их переписка не задалась, см. выше), выяснить причину и решить проблему. Но нет, решили написать отзыв. Ладно, с типом "Обиженный д*рьмовый проект" разобрались. Собственно, на такие отзывы советуем реагировать также, как мы - писать детальный его разбор. Ну, можно, конечно, вообще не реагировать, что тоже хорошо. В любом случае, такие отзывы могут привести на ваш сайт много людей, часть из которых станет вашими благодарными пользователями после вникания в суть приведшего их отзыва и сопоставления его действительности.
2. Класс "Неадекват"
Потрясающей неадекватности, порой, вам встретятся люди, которые не являются вашими пользователями, но люто вас ненавидящие. История, которую я расскажу и покажу, перекликается с предыдущим разбором. С отзывами такого класса сложно что-то сделать. Они самые бесполезные с точки зрения информации для вашего стартапа в них и приносят скромный траффик. Это все потому, что сами отзывы не интересно читать. Сразу становится понятно, что это просто вброс на вентилятор.
Так вот. Приходит тут в нашу техподдержку письмо следующего содержания (осторожно, мат):
Ну, вообщем-то, нормальный человек такого в службу поддержки не напишет. Понятно, что сайт этого индивидуума зарегистрирован в top.mail.ru, в следствие чего он и получил это письмо от администрации mail.ru (его сайт же проверяется сервисом поверхностного сканирования bot.virusdie.ru). Собственно, о нем вроде как заботятся, а он все недоволен. Человек не зарегистрирован на virusdie.ru, но пишет именно нам, потому, что он так решил.
Надо понимать, что у нас для каждого нового добавляемого сайта даются бесплатные 24 часа, за это время можно бесплатно проверить и вылечить сайт, посмотреть функционал сервиса и принять решение, оставаться с нами или уйти. Вроде как все логично, но на то они и "Неадекваты", чтобы вести себя именно так.
Отправляем ему ответ:
Мы думали на этом все, но нет. Генератор бреда у гражданина выдал следующее:
Вот так вот. На бабки его разводим (помните, что проверить и вылечить в первый день у нас бесплатно?). Еще и Рамблер теперь виноват. И ему досталось из-за нас. Собственно, с такими людьми вам ничего не поделать. Просто забыть. Пользы и вреда от их отзывов возможных никакой.
Теперь плавно переходим к следующему классу.
2. Класс "Вымогатель"
Да да. Если вы становитесь достаточно известны, чтобы на вас зарабатывать, но еще не на столько велики, чтобы вас боялись, то случается, приходят письма с угрозами написать плохой отзыв если вы не заплатите определенную сумму. Либо убрать уже написанный отзыв, если вы не заплатите какую-то сумму.
Мы столкнулись с этим и расскажем вам о том, как себя вести в данной ситуации. Чтобы было понятнее, приведу пример конкретного человека, который стал из "неадеквата" "вымогателем" (обратный адрес скрывать не будем, ибо не*уй).
Ну, это, конечно, такой тряпочный вариант "вымогателя". Скорее "неадекват" пишет в порыве гнева. Однако, есть большое количество настоящих и, надо сказать, достаточно авторитетных в среде блогеров людей, грешащих этим. Читаем отзыв:
Ну, снова про Рамблер (с какого-то перепуга) и про наше неотношение ко всем и вся. Поисковиком-то пользоваться человека не учили, что поделать.
Как относиться к вымогателям. Надо сказать, что мы никогда никому не заплатили ни копейки за то, чтобы скрыть отрицательный отзыв и вам я этого делать не советую, а то набегут "попрошайки" и отбиться вам будет тяжело.
Если человек или организация (да да, и такое может быть), вымогающий у вас деньги (или что-то другое) за скрытие отзыва о вашем проекте известен - сразу пересылайте его письмо с требованием выплаты в его пользу любому из ТОП-блогеров в его сообществе, кто стоит чуть ниже его в рейтинге. Увидите эффект - он освежает.
Если "вымогатель" мало чего из себя представляет - не стоит даже обращать внимание на него и его отзывы - они не в состоянии изменить трафик.
3. Класс "Обиженка"
Это самый щедрый на идеи улучшения вашего стартапа класс отзывов, а также, потрясающей эффективности бесплатная рабочая сила, продвигающая вас в сети, пусть даже таким вот образом. "Обиженки" - это те, кто пришел на ваш проект и ожидал чего-то большего или "чего-то другого" от него. Порой отзывы таких людей не только помогают улучшить качество сервиса, но и получить абсолютно бесплатный, но качественный трафик на ваш сайт. Вот пример:
Казалось бы, человек пришел первый раз с сайтом, который в черном списке. Идет бесплатный период, гражданин ни за что не платил. Получил вполне понятный и конкретный ответ на свой вопрос. И что в итоге? Остался недоволен, но обещал всем рассказать.
Чем этот отзыв так привлекателен? Тем, что он вроде бы не простой пользователь, а сколько-то то разбирающийся в коде и те места, где он может написать любого качества отзыв, должно быть, содержат нужных вам пользователей, которых сервис удовлетворит. Напиши он отзыв в таких местах (пусть даже плохой) люди придут посмотреть и попробовать.
Другой пример:
Много здравых мыслей и одно техническое замечание. Конечно, все эти мысли - уже пройденный нами этап и в расчет приняты не будут, а техническая проблема касается работы интерфейса в IE, под который мы принципиально ничего не адаптируем. Но все же, такие отзывы (обычно написанные в техподдержку и написанные вполне адекватными и разбирающимися людьми) могут помочь вам усовершенствовать ваш продукт.
4. Класс "Хороший отзыв"
И в завершение хочу немного рассказать о том, как мы работаем с хорошими отзывами. Сейчас мы очень точно понимаем и видим наш целевой сегмент и людей, которые нам интересны. Именно на них и заточена наша сегодняшняя политика.
Мы решили, что было бы интересно получить от этих людей, работающих с нашим сервисом уже долгое время, обратную связь. Ведь именно такие люди являются рекомендателями для нашей целевой аудитории.
Мы попросили высказать их свое мнение а затем разместили некоторые из отзывов на лэндинге нашего сервиса. Такой подход к работе с рекомендателями я в Рунете встречал (возможно, я не очень хорошо искал) только однажды на topvisor.ru (далее не реклама, а мое мнение: "это одни из может быть четырех российских стартапов нового поколения, которые по своему качеству и тщательности проработки являются для Рунета сервисами с другой планеты. Они такие, на мой взгляд, какими должны быть не только стартапы, но и веб-сервисы в принципе. Конечно же, к таковым я причисляю и наш"). Причем мы не скрываем своих пользователей - каждый может задать им вопрос в социальной сети и убедиться в том, что они настоящие люди и все как один - профессиональные разработчики или веб-мастера, а также блогеры.
Пока, судя по показателям, полное раскрытие своих рекомендателей - это очень хороший шаг. Ведь сколько бы про вас не писали в сети, у вас есть клиенты, чье мнение подавит любой нейтральный или плохой отзыв. Тем более, если эти отзывы относятся к 1, 2 или 3 классам.
Вот и все. Не бойтесь плохих отзывов, а используйте их. Просто идите вперед.
P.S.
И да, на комменты отвечать нет времени, уж извините. Не обижайтесь.