Кейс: как создать новый продукт
В сегменте школьного питания придумывать новые продукты непросто. С одной стороны, нужно учитывать ряд требований по различным стандартам, а с другой — хочется угодить самим школьникам. Как удаётся решать эти задачи и задавать тон в отрасли, мы узнали из интервью с директором производственного комбината «Виво Маркет» Вианой Коротковой.
— Как принимается решение о создании нового продукта и что происходит дальше?
— У нас в структуре компании есть отдел маркетинга, который занимается разными направлениями. Один блок ведет направление школьного питания, а именно ассортиментов буфетов и меню за родительскую плату, а другой блок занят непосредственно разработкой продукции под коммерческий сегмент. Перед тем как выйти к нам с предложением сотрудники отдела маркетинга занимаются анализом покупателей и их потребностями, изучением ассортимента конкурентов, стоимости, отслеживанием трендов и новинок в отрасли. После сбора информации маркетологи выходят со своими предложениями к нам на комбинат и при совместном обсуждении мы принимаем решение по новым продуктам, которые будем прорабатывать, а что не подходит для нас. Затем пишется техническое задание, на основании которого технологический отдел проводит отработки продукта, вносят свои предложения и адаптируют продукт под производственные процессы комбината. Новый продукт может быть принят с первого раза, а может пройти несколько итераций, прежде чем мы его будем внедрять и запускать его в производство. Очень много факторов и этапов и зачастую сложность продукта не гарантирует длительность внедрения.
Параллельно разработке и отработке рецептуры, мы занимаемся вопросами упаковки нового продукта и дизайном. Когда все аспекты учтены, аккумулируем всю информацию и принимаем решение о запуске продукта, а именно учитываем сроки запуска, объём и как новый продукт будет представлен в буфетах или на полке в магазинах. Конечно же, мы учитываем фактор себестоимости и стоимости продукции, кому мы предлагаем и по какой цене. Также учитываем требования по составу продукта, если это социальное направление, то там мы очень ограничены требованиями нормативной документации, и нужно соблюдать принятые стандарты. В коммерческом направлении в этом смысле попроще и нет таких жестких ограничений к составу продукта.
— А как происходит оценка нового продукта с точки зрения упаковки, внешнего вида, вкусовых качеств?
— Во-первых, мы все собираемся и дегустируем новую продукцию и это очень увлекательно. Дегустации у нас проходят чуть ли не каждую неделю. Проводим фокус группы среди своих коллег, представляя им возможность оценить продукцию как непосредственного покупателя по 5-ти бальной системе. Учитывается все, внешний вид упаковки, описание способа приготовления, если это полуфабрикат, внешний вид самого продукта, его привлекательность, вкус, запах и консистенцию. Хотим также внедрить в свою практику дегустацию на местах — чтобы дети пробовали и оценивали, а мы понимали, заходит им или нет. Если всё хорошо, запускаем в массовое производство.
Вообще на этапе разработки идеи мы параллельно покупаем продукты конкурентов и дегустируем их, чтобы понимать, что можно улучшить и как не повториться в рецептуре. От идеи до воплощения может пройти от 1-2 недель до 3 месяцев. Последний пример — когда внедряли наггетсы, у нас на это ушло как раз три месяца.
Продолжение статьи читайте здесь: «НовостиВолгограда.ру».