Главное Авторские колонки Вакансии Образование
arrow-right Created with Sketch. Антон Горбик 7 278 15 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Методичка по SMM. Глава 1: Разбираемся в теории

Для того, чтобы говорить об основах, нужно определиться, на каком языке это делать. Потому что даже так называемые профессионалы трактуют одни и те же термины по-разному. А это ни к чему, кроме путаницы, привести не может.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Что такое маркетинг

Говоря об SMM, логичнее всего начать с маркетинга. Сразу хвататься за чужие термины не будем, а разберёмся, как работает любой бизнес. Если упрощённо, то предприниматель определяет потребность на рынке, после чего создаёт и пытается продать продукт, который эту потребность может удовлетворить. Дальше, независимо от того, хорошо или плохо идут продажи, предприниматель возвращается к п. 1, потому что рынок не стоит на месте. И этот цикл бесконечен.

По логике, маркетинг на этой схеме находится в районе продаж. То есть всё, что помогает нам продавать как можно больше, чаще и дороже и есть маркетинг.

Представьте, что есть компания, которая делает тарелки. Она размещает рекламу, выступает спонсором на каких-нибудь мероприятиях, обучает своих продавцов и так далее. Это маркетинг? Однозначно.

В один момент компания проводит исследование и узнаёт, что клиентам не очень нравится дизайн их тарелок. А может даже компания понимает, что людям вообще не нужны тарелки, зато нужны ложки. Она вносит изменения в основной продукт и параллельно перестраивает производство — всё для того, чтобы продавать больше, чаще и дороже.

Вышеописанная ситуация — тоже маркетинг? Исходя из определения, да. Но чем тогда маркетинг принципиально отличается от бизнеса? Ответ простой — ответственностью: предприниматель её несёт, а маркетолог — нет. Хотя маркетингом в той или иной мере занимаются все в компании.

Что такое продвижение

С одним разобрались. Разберёмся с продвижением. Кто из вас, никуда не подглядывая, может дать точное и понятное остальным определение? Я лично не могу. Поэтому оттолкнёмся от труда Филиппа Котлера Основы маркетинга, в котором он вводит концепцию 4P: product, price, place, promotion. Если перевести и немного раскрыть, то получится следующая схема:

Для тех, кто не понимает, объясняю. Это всё составляющие маркетинга, которые влияют на продажи: крутой продукт (товар, услуга), его стоимость, месторасположение и оформление точки продаж (сюда же входит сайт), персонал, акции, информация об этом всём и т. д.

Я обо всём этом тезисно думаю следующее:

  • Есть только две P, а вернее Пэ: продукт и продвижение. Всё остальное относится либо туда, либо туда.
  • Стимулирование продаж — какой-то сложный термин. Давайте просто назовём это акции и всё. Это и 2 по цене 1, и скидки именниками и литые диски в подарок, и т. п.
  • Про то, чем отличаются реклама и PR, сказано уже очень много, причём по делу. Но мне, если честно, без разницы. Это всё — коммуникации. А за деньги они или бесплатно, быстрый или отложенный эффект — неважно.
  • Продвижению я даже после схемы Котлера не могу дать точного и простого определения. Понятием этим пользуюсь, но для схемы разделяю его на акции и коммуникации.

В итоге вот как выглядят три главных рычага, с помощью которых мы продаём как можно больше, чаще и дороже:

Так вот успех маркетинга в малом бизнесе более чем на 50% зависит от продукта, за который отвечает предприниматель. Это значит, что если продукт г*вно, то никакая акция и реклама его не спасёт. Акции тоже зачастую разрабатываются вместе с предпринимателем, поэтому побочный вывод такой: маркетологами мы как правило называем людей, которые занимаются продвижением или даже только коммуникациями (специалисты по PR и рекламе).

Что такое SMM

Как только не насилуют это понятие: и SMM-маркетинг, и маркетинг в SMM, и продвижение в SMM, и даже продвижение соцсетей. Мне интересно, что эти умники могут рассказать о бизнесе клиента, если они про себя так криво рассказывают:

Видимо, авторы имели в виду social media marketing marketing.

Но после того, что мы обсудили выше, разобраться вам не составит труда. На всякий случай напомню аббревиатуру — social media marketing, т. е. маркетинг в социальных сетях. Опустим дискуссию о том, что нет никакого интернет- или ещё какого-либо вида маркетинга, а есть просто маркетинг и каналы коммуникации. Так-то всё верно, но из песни слов уже не выкинешь: есть и SMM, и интернет-маркетинг, и событийный маркетинг и т. п. Главное — понимать, что имеются в виду коммуникации через такой-то канал.

Поэтому если обобщённо и упрощённо, то SMM — это донесение информации о продукте, компании через социальные сети. Если чуть сложнее, то это общение с аудиторией на удобной ей площадке и понятном ей языке.

На этом, мы, пожалуй, закончим первую главу методички, хотя изначально я планировал засунуть сюда ещё и список основных терминов вроде KPI, лид и т. д. Просто есть подозрения, что сразу его полноценным не сделаешь, поэтому лучше буду в каждой следующей статье давать по мере надобности.

Выводы

  • Маркетинг — всё, что помогает продавать как можно чаще, больше и дороже. Бизнес по сути — и есть маркетинг. Разница только в том, что маркетолог ничем не рискует, а предприниматель отвечает за всё.
  • Продавать нам помогают всего две вещи: продукт и продвижение. Всё остальное так или иначе относится к одной из этих составляющих. К продвижению относятся акции и коммуникации.
  • Успех маркетинга больше, чем на 50% зависит от продукта, за который отвечает предприниматель. Если продукт г*вно, то никакая акция и реклама ситуацию не спасёт.
  • Маркетологами мы как правило называем людей, которые занимаются продвижением или даже только коммуникациями.
  • SMM — это донесение информации о продукте, компании через социальные сети. Если чуть сложнее, то это общение с аудиторией на удобной ей площадке и понятном ей языке.

Методичка по SMM — цикл статей по самостоятельному продвижению в соцсетях. Он состоит из двух частей: основы маркетинга и специфика соцсетей. Методичка написана простым языком и адресована новичкам: предпринимателям и нашим коллегам.

+6
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем