Главное Авторские колонки Вакансии Образование
2 600 8 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Интервью с представителем Яндекс.Денег о мобильном эквайринге

В данном интервью поговорим с Олегом Никитиным, руководителем направления по развитию мобильного эквайринга Яндекс.Денег, о мобильном эквайринге, о том, как он развивается и кто им пользуется.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Сейчас в России не много найдется людей, ни разу не плативших с карты. Данные последнего исследования MasterIndex (ежегодное исследование MasterCard) говорят о том, что уже 91% держателей карт платят по карте в супермаркетах и гипермаркетах, а 46% платят с карты чаще раза в неделю. Чтобы принимать карты в местах продаж и оказания услуг, не обязательно идти в банк за POS-терминалом — проще и быстрее получить mPOS — небольшое мобильное устройство, которое вставляется в смартфон и позволяет принимать платежи с банковских карт, используя мобильное приложение.

О том, как развивается мобильный эквайринг, кто пользуется этой услугой и насколько это безопасно, редактор Web-payment.ru, проекта о платежных сервисах, поговорил с Олегом Никитиным, руководителем направления по развитию мобильного эквайринга Яндекс.Денег.

Мобильный эквайринг в России существует не первый год. Каковы промежуточные результаты?

Мобильный эквайринг в России начал развиваться только в 2012 году, когда появились первые стартапы – 2can и Lifepay. Участники рынка оценивают его по-разному, но его годовой объем исчисляется миллиардами рублей — очевидно, что мобильный эквайринг — достаточно востребованная услуга.

Мобильными ридерами активно пользуются малый и микробизнес, которым по разным причинам мобильный эквайринг бывает удобнее традиционных банковских терминалов. Например, одним из преимуществ является компактность самих мобильных устройств, что особенно актуально для интернет-магазинов, предлагающих товары с доставкой. Кроме того, получить ридер может любое юрлицо независимо от своего ежемесячного оборота — за ридер нужно заплатить один раз, абонентской платы за его использование нет.

Для каких категорий клиентов интересен mPOS?

По своему опыту мы видим, что мобильным эквайрингом пользуются совсем разные категории клиентов – от таксистов до достаточно крупных интернет-магазинов или благотворительных организаций. Наш опыт показывает, что mPOS-терминалы очень востребованы среди интернет-магазинов, торгующих физическими товарами, страховых агентов, а также компаний, занимающихся продажей строительных товаров. Кроме того, достаточно активно сервис используют компании, оказывающие различные услуги, например, обучение или ремонт жилых помещений.

Есть ли какие-то тенденции в мобильном эквайринге, или эта услуга не меняется?

Все игроки рынка сходятся в том, что в ближайшие 3-5 лет мобильный эквайринг либо будет заменен бесконтактным приемом платежей, технологии для которого развиваются уже сейчас, либо будет органично развиваться как комплексный сервис для малого и среднего бизнеса, который снимет с предпринимателя львиную долю головной боли – бухгалтерия, отчетность в налоговую, прием платежей на сайте, программы лояльности и т.д. Мобильный эквайринг в этом пакете будет лишь одной из опций.

Уже сейчас все те сервисы, которые предоставляют mPOS-эквайринг, стараются дать клиенту комплексное решение, которое разом избавит его от нескольких проблем предпринимателя: прием платежей, бухгалтерия, фискализация или программы лояльности. Именно в такой конфигурации мы видим будущее мобильного эквайринга в нашей стране: stand-alone mPOS-терминал не будет востребован, но он представляет собой важную составляющую в комплекте с другими услугами для юридических лиц.

Что касается Яндекс.Денег, то и в нашем бизнесе это направление заняло свою нишу —клиент получает готовое платежное решение Яндекс.Кассу, с помощью которой можно принимать платежей как онлайн (с электронных кошельков, карт, интернет-банки, с мобильных номеров и через терминалы), так и офлайн, с помощью mPOS.

Как устроена типичная бизнес-модель mPOS, как распределяются комиссии между участниками расчетов (банком, оператором, платежной системой)?

Сами mPOS-терминалы продаются по себестоимости, т.е. в стоимость включены только стоимость ридера, упаковка и доставка конечному получателю. Терминалы закупаются за рубежом, поэтому их цена сильно зависит от курса валюты. В связи с этим в первом полугодии 2015 года всем игрокам рынка пришлось пересмотреть свои тарифы на продажу ридеров. В бизнес-модели нашего mPOS проекта заложены 3 составляющие – комиссия банка, комиссия нашего партнера – 2can и комиссия Яндекс.Денег. Большая часть приходится на первую составляющую, т.к. в издержки банка включены ещё и комиссии платежных систем. Но в целом комиссия за мобильный эквайринг примерно одинакова у всех игроков рынка.

Говоря о мобильном эквайринге, что лучше: разработать с нуля или использовать white label?

Проект мобильного эквайринга в Яндекс.Деньгах представляет собой чистый white-label — развивать такой проект с нуля было бы нерентабельно. Потребовалось бы пройти сертификацию в платежных системах, найти, заказать и растаможить сами мобильные терминалы, а также связать их спецификацию с процессинговым центром – всё это обернулось бы достаточно серьезными инвестициями. Тогда как в случае с white-label всё, что требуется от компании – это встроить мобильные терминалы в свою инфраструктуру и в свои процессы. Изобретать велосипед совершенно бессмысленно.

Кроме того, сейчас наш партнер 2can предлагает компаниям работу в 2 направлениях: с одной стороны, можно делать полноценный white-label, который означает достаточно серьезную интеграцию систем компании и технического партнера, а с другой — можно работать по агентской схеме, когда ваша компания просто передаёт нужных клиентов партнеру, а вы получаете на этом комиссию. Во втором случае вы по-прежнему имеет возможность встроить mPOS в свою продуктовую линейку, но уже с минимальными затратами для себя.

White-label Яндекс.Денег полностью оправдал себя: у нас есть собственный достаточно продвинутый бэк-офис или личный кабинет для клиента. Максимально интегрировав этот продукт в Яндекс.Кассу, мы можем предоставлять клиентам, ведущим бизнес онлайн, все услуги по приему интернет-платежей в одном окне.

Какие способы продвижения услуги мобильного эквайринга наиболее эффективны?

Для продвижения mPOS-терминалов используют все стандартные механизмы – и контекстная реклама, и партнерские сети, и прямые продажи существующим клиентам. В нашем случае mPOS является частью комплексного предложения Яндекс.Кассы, которая позволяет подключить мобильный эквайринг вместе с интеграцией различных способов онлайн-оплаты. Поэтому мы используем самые разные методы привлечения клиентов именно к Яндекс.Кассе, в том числе сайт продукта kassa.yandex.ru. Мобильный эквайринг заказывают не все клиенты, но среди небольших интернет-магазинов с физической доставкой это достаточно популярное решение.

Как обеспечивается безопасность в мобильном эквайринге?

С февраля 2014 года все игроки рынка перешли на использование терминалов с поддержкой EMV, это было принципиальным требованием Visa. Теперь в отношении безопасности мы, можно сказать, даже опережаем США: на американском рынке правила платежных систем пока разрешают расчеты с использованием magstripe-терминалов, которые умеют читать только магнитную полосу, а широко известный Square ещё только начал переход на EMV. Кроме того, существующие игроки активно используют антифрод-системы своих банков-эквайеров и настраивают собственные системы для противодействия мошенническим операциям.

Подписывайтесь на наш блог на Spark, а также на рассылку на нашем сайте, вас ждет еще много интересных постов о платежных сервисах, разработке, финтех стартапах и не только.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем