редакции Выбор
Тикток против литературы: что предпочитают подростки
«Преступление и наказание» — литературный фаворит школьников. Антирейтинг возглавил роман «Война и Мир», и подростки хотят исключить его из учебной программы, заменив на зарубежную классику. Такие выводы получили онлайн-школа для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ «Вебиум» и федеральная сеть книжных магазинов «Читай-город» в результате литературного исследования среди 650 учеников 8–11 классов.
Большинство опрошенных учеников хотели бы, чтобы на уроках литературы больше разбирали зарубежную классику. В топе оказался «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда с 59 голосами и произведения Рэя Брэдбери с 54 голосами. Магические приключения «Гарри Поттера» Джоан Роулинг и антиутопическая реальность «1984» Джорджа Оруэлла разделили третье место, набрав по 43 голоса. Литературный рейтинг дополнили «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт и глубокие произведения Эриха Марии Ремарка с 36 и 34 голосами соответственно.
Среди российской классики школьники хотели бы разбирать на уроках «Анну Каренину» и «Братьев Карамазовых». Оба произведения набрали по 12 голосов.
Среди российской классики лидером стало «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского. Произведение завоевало сердца 126 школьников, опередив «Мастера и Маргариту» Булгакова на один голос. «Отцы и дети» Тургенева заняли третье место с 64 голосами, а «Герой нашего времени» Лермонтова выбрали 54 человека. Подростки меньше оценили «Мцыри» Лермонтова и «Недоросль» Фонвизина — по 3 голоса.
По поводу изменений в школьной программе, 138 учеников высказались за исключение «Войны и мира» Толстого, а 89 человек — против «Тихого Дона» Шолохова. «Муму» Тургенева также оказалась не всем по душе, получив 65 голосов против. В то же время, 62 респондента высказались за сохранение учебной программы в её нынешнем виде, подчеркивая ценность классического литературного наследия.
В опросе одиннадцатиклассница объяснила, почему она не хочет разбирать «Тихий Дон» на уроках. По её словам, книга, несмотря на свою значимость и признание, содержит слишком много насилия и трагедий, что делает её сложной для восприятия и понимания учениками. Она отметила, что для понимания произведения нужен жизненный опыт и устойчивая психика.
Василиса Бродская, преподавательница литературы в Вебиуме, комментируя выбор школьников, удивилась, что школьники активно голосуют за включение в список «Муму» Тургенева. Василиса подчеркнула, в «Муму» важно понять глубокий смысл и увидеть символизмом автора.
210 человек из опроса не могли назвать имена современных писателей, потому что не знакомы с ними. В то же время, 400 респондентов выразили желание видеть произведения нынешних авторов в школьной программе. Среди упомянутых современных писателей в основном называли Стивена Кинга (48 упоминаний) и Виктора Пелевина (27 упоминаний).
65% опрошенных учеников отметили, что им нравится преподавание литературы в школе. В то же время, 227 студентам не нравится проведение уроков: 113 подростков указали на отсутствие взаимопонимания с учителем, 46 респондентов считают, что литература не пригодится в будущем, а 40 школьников утверждали, что вместо чтения можно смотреть фильмы.
Тем не менее, 395 школьников видят чтение важным качеством успешного человека, а 505 подростков считают, что читающие сверстники — привлекательны.
Что и в каком формате читают школьники
94% опрошенных подростков читают бумажные книги.
87% школьникам больше нравится читать полное произведение, нежели краткий пересказ.
В свободное от учёбы время школьники читают современную зарубежную прозу — мангу, фэнтези и нон-фикшн.
Отечественная классика — 314 (48, 3%)
Зарубежная классика — 426 (65, 5%)
Зарубежная современная проза — 268 (41, 2%)
Российская современная проза — 201 (30, 9%)
Фэнтези — 262 (40, 3%)
Комиксы и манга — 228 (35, 1%)
Нехудожественные книги — 221 (34%)
Ничего — 32 (4, 9%)