редакции Выбор
Российское машиностроение: зависимость от импорта или начало динамичного развития?
Ряд крупнейших компаний машиностроительной отрасли попали под влияние внешнеэкономических санкций. Это связано не только с дефицитом инвестиций, оттоком капитала, повышением стоимости кредитов, но и с ограничениями применения зарубежных технологий и программного обеспечения, оборудования, поставок комплектующих и деталей.
Безусловно, основной технологической базой любого машиностроительного предприятия являются металлообрабатывающие станки. Ввиду дороговизны данного оборудования, способного производить высокоточную современную продукцию, а также необходимости наличия в штате ряда инженерных специалистов, способных работать с последними технологиями в области металлообработки, многие отечественные предприятия в машиностроении предпочитали закупать необходимые для производства детали и комплектующие за рубежом. Это помогало снизить издержки на производство и, как следствие, стоимость готовой продукции, даже с учетом международной логистики.
На сегодняшний день в списке ограничений в отношении России оказались упомянуты все основные производители авиа- и судостроения, станко- и автомобилестроения, а также и комплектующих для них в нашей стране. Однако, по словам экспертов, полностью удовлетворить потребности машиностроительных отраслей и осуществить 100%-й переход на локализацию в такой короткий промежуток времени невозможно. К примеру, доля импортных запчастей в автопроме составляла от 50 до 70%, после изменения валютных курсов и сокращения объема инвестиций стоимость компонентов и, соответственно, цены на автомобили выросли. Российская промышленность также не сможет оперативно заменить судовое оборудование в авиа- и кораблестроении, ведь даже с учетом разработанных государственных программ, процесс локализации производства займет несколько лет, а по некоторым высокотехнологичным системам — более пяти лет.
Ограничительные меры, введенные рядом стран в последнее время, дали возможность российским предприятиям снизить зависимость от импортной продукции и найти новые источники доходов от экспорта. Политика контрсанкций, успешно внедряемая руководством нашей страны, и курс на полное импортозамещение уже дают свои результаты: российские производственные предприятия переориентируют свой потенциал в том числе и на обеспечение внутренних потребностей рынка. Так, к примеру, компания «ВестМедГрупп», резидент Особой экономической зоны «Дубна» и один из ведущих российских производителей медицинского оборудования, мобилизовала свою производственную базу, не только расширив номенклатуру производимых медицинских изделий, но и выделила достаточный технологический ресурс для обеспечения потребностей предприятий машиностроительных отраслей. Высокий технический потенциал, создание специализированного кадрового резерва и некоторые технологические решения, которые внедрены компанией, могут быть более эффективными и целесообразными для использования, в сравнении с зарубежными аналогами.
На производственной площадке резидента площадью более 2 тыс. м. кв. расположены автоматизированные высокоточные многофункциональные обрабатывающие центры для организации и проведения токарных и фрезерных работ, лазерной резки, вальцовки и гибки металла, гравировки и маркировке изделий, сварочных работ, порошковой окраски, сборки готовых изделий. Стоит отдельно отметить наличие инженерно-конструкторского подразделения, в котором собраны высококлассные технические специалисты с многолетним опытом работы в смежных областях, позволяющим обеспечить процесс полного цикла производства от разработки модели детали до проведения испытаний по части метрологии и неразрушающего контроля в собственных лабораториях и выпуска готовой продукции.
Более того, в контексте текущего изменения валютного курса продукция, производимая компанией «ВестМедГрупп» для предприятий машиностроительной отрасли, получает новое конкурентное преимущество, благодаря невысокой стоимости факторов производства по сравнению с зарубежными аналогами и способности производить уникальный продукт в соответствии с требованиями заказчика. Во 2 квартале 2022 года компания планирует запустить в эксплуатацию новую производственную площадку площадью более 10 тыс. м. кв. в рамках индивидуального инвестиционного проекта, что позволит расширить номенклатуру и количество выпускаемых изделий.
Как полагают эксперты в области экономики, финансов и международного права, в случае невозможности достижения соглашений со странами, которые ввели ограничения, альтернативным решением будет изменение модели экономического хозяйствования России, к чему мы уже начали активно двигаться. Поэтому, сегодняшние внешние ограничения в ходе внутренних преобразований способны принести выгоду отечественной промышленности, и, прежде всего, машиностроительному комплексу.