Фигня ваша контекстная реклама — не работает!
Многие рекламодатели до сих пор считают, что достаточно написать в объявлениях Жми! или впихнуть скидку, и продажи попрут как из рога изобилия. Прямо как в анекдоте: Нет продаж? А давайте офис снежинками обклеим. На самом деле контекстная реклама – не золотое Эльдорадо, где зарыты заявки и заказы. Здесь нет легких путей вложил рубль – заработал два. Придется поработать головой.
В этой статье — стратегические основы контекстной рекламы. Как анализировать спрос на продукт, конкурентов и целевую аудиторию.
Анализ рынка
Для проверки емкости рынка в онлайне – в помощь Yandex.Wordstat. Ничего более доступного человечество пока не придумало.
Посмотрите ключевики по названию продукта, в точном соответствии (название товара с оператором “кавычки”).
При оценке результатов могут две ошибки.
Если запросов много – это не значит, что ваш товар будут покупать как мороженое в летнюю жару.
Пример из жизни: крупный региональный магазин сантехники решает выйти в онлайн и делает интернет-магазин. Хороший такой магазин, с навороченным функционалом. Четыре месяца разработки и 300 000 бюджета. Намерение – продавать по всей европейской части России, статистика радует:
Ванна – 19 084 показа в месяц;
Джакузи – 3 083 показа;
Унитаз – 9 462 показа.
А дальше начинаются боль и слезы: клики есть, продаж нет. Кликов даже более чем достаточно, при таком-то спросе. Бюджет в трубу, интернет-магазин в состоянии коллапса, владелец рвет волосы на мягком месте. В чем дело?
Все просто: подавляющее большинство пользователей ищет оффлайн-магазин сантехники в своем городе, куда можно приехать, пощупать товар перед покупкой. В крайнем случае – местный магазин с возможностью онлайн-оплаты. Есть, конечно, элитные модели под заказ из Европы, однако это очень узкий сегмент не для масс-маркета. Потребитель ищет тот самый товар, но способ покупки – другой.
2) Если запросов мало – это не значит, что на товар нет спроса. Во-первых, может отсутствовать выраженная потребность в конкретном продукте. Пользователи хотят решить задачу не важно каким способом.
Для примера: компания каждый месяц продает более 100 лицензий Справочной системы для ЖКХ. Статистика из Wordstat:
Работаем со смежными фразами (Управление домом и прочие информационные запросы).
Еще одна ситуация: продукт не ищут целенаправленно, он из серии wow-спроса как разные увеличители - выпрямители - похудители из Китая. Здесь прямая дорога в тизерные сети. РСЯ – попробовать как зайдет. Если товар в тренде, можно зарабатывать до 1 000% чистой прибыли. Правда, недолго. Как на говорящих хомяках несколько лет назад.
Наконец, это может быть новый продукт вообще без прямых запросов. Решение – околоцелевой трафик. Так 1,5 года назад мы продавали приложение для защиты зрения у маленьких детей.
Суть продукта: когда ребенок во время просмотра слишком приближается к монитору, картинка начинает размываться. Чтобы нормально смотреть любимый мультфильм, нужно держать безопасное для зрения расстояние.
Проанализировали аудиторию и ее потребности – молодые мамы, которые сидят дома с ребенком, и чтобы занять его на какое-то время, включают на компьютере мультфильмы.
Как конвертируем: в основе кампании идея, что мамам важно не только занять ребенка, но и сохранить ему зрение. При том, что прямо в момент поиска они об этом не задумываются.
Взяли запросы Смотреть мультфильмы, Смотреть мультики Дисней, Смотреть Смешарики онлайн и т.д.
Пример по одному из запросов — Смотреть мультфильмы.
Заголовок объявления: Смотрите мультфильмы? — Сохраните ребенку зрение.
Текст: Сохраните ребенку зрение, пока он смотрит мультфильмы.
Заголовок на посадочной странице: Ваш ребенок любит смотреть мультфильмы? Сохраните ему зрение с помощью приложения X.
Подробности механики — в статье 3 способа получить клиентов из контекстной рекламы по цене визитки.
Анализ конкурентов
Если есть рынок, вы на нем не одиноки и емкость этого рынка может быть ограничена. Посмотрите на пластиковые окна, стройматериалы, натяжные потолки — дикое перенасыщение, цена клика в Яндекс.Директ доходит до 2 500 рублей в Москве.
В любом случае изучите конкурентов — на какую аудиторию они ориентируются, как закрывают ключевые потребности клиентов, как создают УТП и создают ли его вообще.
Задача — определить сегменты ЦА с наименьшим уровнем шума и нацеливать рекламу в первую очередь на эти сегменты. После этого вытаскиваете свои преимущества, в чем вы лучше и что можете дать такого, что не предлагают конкуренты.
Самый простой способ сравнения — забить в Яндексе - Гугле ключевые запросы и проанализировать объявления. Особое внимание на лидеров в спецразмещении: как правило, там самые сильные офферы.
Для удобства используйте таблицу конкурентного анализа (за основу можете взять наш шаблон на примере по запросу Купить iPhone). Она поможет понять, у кого и в чем плюсы и минусы, на что сделать акцент в своих объявлениях.
Анализ аудитории
Контекстная реклама — это очень неоднородный трафик. Десятки разных потребностей и критериев выбора одного и того же товара. Возьмем банальный пример с пластиковыми окнами. Казалось бы, окна и окна. Что здесь делить? Смотрите сами (скриншот подсказки Яндекса по Перми):
Кто-то ищет цены, кто-то окна в рассрочку, конкретных производителей и т.д. 7 разных потребностей только в этой группе!
Прежде чем собирать семантическое ядро, мы рекомендуем ответить на 3 вопроса:
1) Что вы продаете?
2) Кому вы продаете?
3) Какие проблемы этих людей вы можете решить?
Иначе это превращается в бездумный процесс: залили основные запросы в парсер типа Key Collector; получили на выходе кучу ключевиков; сгенерили однотипные объявления; запустили кампанию, слили 50% бюджета. Если денег без меры, можно жахнуть из пушки по воробьям и отсортировать потом из этого добра работающие - неработающие фразы. Но у кого сейчас резиновый бюджет?
Да, тесты в любом случае необходимы. И в любом случае вы сольете на первых пробах часть денег. Вопрос — как минимизировать эти потери? Поэтому гораздо эффективнее составить на старте карту ЦА, а уже затем собирать семантику.
Иначе вы рискуете пригнать нецелевых посетителей. Свежий пример из нашей практики: компания производит и продает дорогую мебель из массива дерева. Есть лиды, но им нужна мебель эконом-класса. По словам подписчика денег и удовольствия от такой работы нет. Основная семантика как у всех: Мебель под заказ, Шкафы-купе, Стол заказать и т.д.
В итоге аудитория приходит на сайт и видит журнальные столики за 45 000 рублей. Заявки и звонки поступают от тех, кто искал мебель дешевую, а целевая аудитория – те, кто может позволить себе приобрести качественную и дорогую мебель.
Что делать начинающему рекламодателю: брать небольшие объемы запросов. Запускать 10 000 ключей в конкурентной тематике типа строительства = отапливать космос своим бюджетом.
Решение — анализ аудитории, точечная семантика и создание УТП под каждую потребность. В объявлениях и на посадочной странице. Отработали горячую ЦА — смотрим как можно расширить охват.
Подчеркну, что эта стратегия подходит для продажи моно-товаров и услуг (строительство, ремонт, окна-полы-потолки, SaaS и т.д.) С интернет-магазинами другая история.
И в заключение одна практическая фишка. Для примера — блок гарантированных показов по запросу Мужские стрижки (регион Пермский край):
Ни один (!) из четырех рекламодателей не попал в потребность пользователей. Обратите особое внимание, ибо это враг №1 для вашего бюджета.
При составлении семантики прописывайте минус-слова и включайте оператор +. Иначе ваши объявления будут показываться по куче левых запросов. Как в примере с мужскими стрижками. Здесь и стрижка кошек - собак, и машинки. Ладно бы, для мужиков, а то для овец)
Один из наших клиентов именно из-за этой ошибки сливал в Директе шестизначные суммы.
Еще 10 показателей для самопроверки — в чек-листе Экспресс-аудит рекламной кампании в Яндекс.Директ из нашего сообщества ВКонтакте.
Вместо заключения
Контекстная реклама — часть воронки продаж и все самое интересное начинается на посадочной странице. Откроем страшную тайну: в самую последнюю очередь на конверсию влияют цвета кнопочек, оформление форм захвата, дизайн лендингов и прочие технические подробности.
Почему посетители воротят нос от вашего сайта, не звонят, не оставляют заявки и не покупают — в следующей статье.
Автор материала — Александр Алимов, основатель Yagla.ru, эксперт по гиперсегментации трафика