Главное Авторские колонки Вакансии Образование
2 168 12 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Кому доверить SMM? Часть первая. Основатель против наемного сотрудника

Как поженить стартап или готовый бизнес с соцсетями? Кто должен заниматься социальными сетями малого/среднего бизнеса или стартапа - руководитель, секретарь, маркетолог или сммщик? Подводные камни, интриги, преступления!
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Итак, вы стоите перед дилеммой: у вас есть проект, неважно, сейчас это стартап или бизнес, который уже определился с финансовой моделью и продает, и вам необходимо выходить в массы - в социальные сети. Несложно тут сломать голову (себе или кому-то), когда нужно решить, кому в команде (и в команде ли?) доверить мир социальных сетей.

Пробежимся по всем вариантам со всеми плюсами и минусами.

Вариант первый. "Я сам"

"Не, ну серьезно, я ж знаю свой бизнес лучше всех? Почему я не могу и этим заниматься?"

Кто как не основатель понимает свой проект лучше всех? Кто еще может часами, разбрызгивая слюни, спорить по поводу цвета кнопки на сайте проекта? Кажется, что это идеальный вариант, но тут есть немалые подводные камни, размером с айсберг, утопивший Титаник.

Первая проблема - а есть ли компетенция?

Вторая - а есть ли время?

Третья - а есть ли нужная харизма?

Сложность в том, что отличные лидерские навыки не особо вам помогут в управлении сообществами в социальных сетях. Умение четко формулировать мысли в деловой емейл-переписки не даст гарантии, что ваши публикации будут интересны целевой аудитории. И самое главное - руководителю и основателю бизнеса всегда есть чем заняться. Тратить хотя бы пару часов на начальном этапе в день не всегда возможно, вопросы бизнес-процессов часто важнее. Собственно, если на первых порах вы можете уделить время на изучение премудростей SMM - вперед, но в благоприятном для вас будущем (рост бизнеса) ищите кому можно это делегировать.

Вариант второй. Свой человек в команде

"Пусть Леночка всем этим занимается"

Здесь сразу есть два стула, простите, варианта. Первый - повесить обязанности по наполнению и продвижению страниц на непрофильного сотрудника (секретаря, офлайн-маркетолога, чувака, который сайтом занимается...) или нанимать сммщика.

Оба варианта имеют немало подводных камней. У непрофильного сотрудника недостаточно мотивации, чтобы изучать тему и успешно реализовывать какие-либо kpi в соцсетях. В 95% случаях такой сотрудник либо будет "забивать" на новую обязанность и выполнять ее лишь бы отстали, либо искать способы "накрутить" группы, используя вредные методы, что может привести к санкциям со стороны соцсетей.

"Ну а как же маркетолог? Ведь он должен все это уметь, разве это не его работа?"

С этими ребятами все на так уж и просто. Маркетинг подразделяется на огромное количество ответвлений и все знать в теории и уметь на практике - работа непосильная. И ожидания от зп у такого человека весьма нескромные. Ну и найти такого человека очень непросто. Нет, каждый горе-маркетолог у себя в резюме понапишет и smm и seo и контекстная реклама и копирайтинг и фотошоп, лишь бы взяли, и если у вас нет компетенций, чтобы таких молодцов отсеивать, бюджеты съесть у вас они смогут основательно.

"Ладно, надо искать SMMщика!"

А тут барабанная дробь и "Бэмс!" - компетенции! На рынке много уникумов, которые 2-4 года назад взрастили паблик с нуля до тысячи и теперь гордо именуют себя специалистом по, внимание, маркетингу, в социальных сетях. Проблема не в том, что они не смогут сделать +1000 участников на вашу страничку, а в том, что они не знают, что с этим делать дальше и как с помощью социальных сетей решать проблемы вашего бизнеса. Как наладить этот канал, чтобы он гарантированно приносил фидбек, продажи, являлся инструментом репутационного маркетинга и так далее. На вопрос "Что дальше будем делать, Джимми?", он вам скажет: "Ну нужно еще 10 000 человек в группу накрутить и тогда продажи будут! Давай деньги на бюджет и поговорим через пару месяцев". Через пару месяцев диалог повторится, goto 10. Ровно до тех пор, пока вы его не погоните прочь и останетесь у разбитого корыта с группой, полной оферов/ботов и нифиговым бэдтрипом от протраченных бюджетов.

Хорошего сммщика найти очень непросто, почти как sales-менеджера. 95% из них уже хорошо трудоустроены или пилят свои проекты. Не хочу пугать, но недостаточные для оценки на интервью компетенции встанут вам в хорошую такую копеечку. Ну и накиньте сверху 2-3 месяца, пока вы распознаете паразита в своей компании. Я знаю случаи, когда даже к крупным айтишным компании присасывались такие пиявки и успевали перед "ПшелВоном" сделать внутри свой отдел по толочению воды в ступе.

И?

Главный вывод: если у вас стартап/малый бизнес и достаточно времени - пробуйте сами, только активнее грызите гранит науки. Если есть желание и возможность переложить обязанности на плечи сотрудника - разберитесь сначала немного сами (есть неплохая литература) и ставьте перед сотрудниками нормальные kpi, не количество участников в группах (это самый плохой вариант, чаще всего), а полезные для вас показатели, такие как переходы на сайт, упоминания, регистрации. Задавайте вопросы в комментариях.

Ну и дальше будет продолжение, где я сравню фрилансеров и агентства. Там тоже далеко не так все просто.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем