Главное Авторские колонки Вакансии Образование
3 820 42 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Трудно быть ботом?

В этой статье мы рассуждаем о том, зачем стоит делать сервисы в виде ботов для Telegram. Плюсы, минусы, подводные камни. А также пара слов о нашем проекте
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Количество ботов для полюбившегося многим мессенджера Telegram постоянно растёт. И популярность таких проектов тоже. В каком-то смысле это благодаря СМИ, которые раздувают шумиху по поводу ботов-пиратов, таких как @flibustamirrorbot, @sezon1, @kinok и @nnbclub_bot.Но в то же время не стоит отметать и другие факторы.

Доступность

Новому пользователю не нужно ничего скачивать/устанавливать. Не нужно переживать за то, что придётся освобождать место на устройстве. Можно не бояться, что подхватишь вирус и т.д.

Бот - это просто ещё один диалог в чате. Чтобы начать с ним работу стоит лишь перейти на страницу бота и нажать Start.

При этом пользователю не нужно проходить какую-то регистрацию, авторизацию и так далее — бот его может персонализировать по chatId или username (за исключением необходимости привязки к каким-то внешним веб-сайтам). Также, если у пользователя в профиле заполнено имя, бот тоже это видит. Очень удобное начало работы, не правда ли?

Настоящая кроссплатформенность

Наверное, только самый ленивый не знает, что у Telegram есть клиенты под все современные платформы: iOS, Android, Windows Phone, Windows, OsX, Linux. И даже есть веб-клиент, работающий прямо в браузере. При этом написаны они крайне качественно, учитывая специфику каждого окружения. Работают быстро, имеют современный интерфейс и т.д. Но для сервиса в виде бота плюс не только в этом:

Начав пользоваться ботом на одном устройстве, пользователю он будет доступен и на любом другом устройстве. Для бота совершенно нет разницы: написал ему @username в очередной раз с мобильного или с ПК — всё просто продолжает работать.

При этом платформа старается сделать так, чтобы пользователю пришло очередное уведомление на то устройство, которым он пользуется в данный момент, а не на все сразу.

Юзабилити и унификация

Даже неопытный пользователь, разобравшись, как функционирует какой-либо один бот быстро разберётся и с любым другим, ведь все боты имеют единый интерфейс взаимодействия: текстовые команды и клавиатуры. Кроме того, ваш бот может поддерживать любые активности в чате, например, реагировать на картинку, файл или местоположение, которые послал пользователь. Их использование для юзера также привычно, как при обычном общении с другим человеком. И как плюс — это даёт большие возможности для внедрения различных “фишек”. При этом вы совершенно не несёте затрат по реализации данных интерфейсов. Всё уже создано — берём и пользуемся (сравните трудозатраты сами даже с несложным проектом в виде мобильных приложений).

Скорость работы и нетребовательность к ресурсам и технологиям

Скорость — это настоящая магия Telegram. Соответственно и сервис, который предоставляет бот, будет работать с такой же скоростью (конечно, если ваши программисты не перемудрили с серверной частью). Важной особенностью является и то, что для обработки запросов от бота вам подойдёт даже самый недорогой VDS за 200р. Причём такой сервер сможет нормально обслуживать даже тысячи пользователей.

Создавать серверную часть можно на любой платформе, которая позволяет принимать POST-запросы и отвечать на них: PHP, NodeJS, Java, ASP и другие.

Недостатки

Конечно, они есть. Главный из них — отсутствие центрального канала распространения. У Telegram нет какого-то фирменного “магазина ботов”. Поэтому распространять их приходится, как получится — по всему интернету. При этом трудно нацелиться именно на определённую аудиторию (чтоб запустить, к примеру, таргетированную рекламу): “пользуется Telegram и интересуется темой X”.

Да, есть магазины вроде @storebot, но о них знает очень незначительная часть пользователей.

Хотя, если если у вас уже есть своя аудитория, к которой можно обратиться напрямую через соцсети, сайт или рассылку, этот недостаток вас не коснется.

У Telegram для построения бота есть шикарное API.

Оно хорошо документировано и имеет готовые библиотеки для многих ЯП. Но, к сожалению, оно развивается не так быстро, как нам бы этого хотелось.

Например, до сих пор нет возможности узнать, с кем общается пользователь выбирая результат inlineQuery (причём саппорт сообщил, что это не из соображений безопасности).

Именно поэтому мы в @YandexWalletBot до сих пор не выпустили функцию быстрого перевода прямо в диалоге с собеседником без перехода к боту. У нас тут варианты либо ждать, пока реализуют данную фичу, либо городить жуткие костыли.

И раз уж зашла речь о нашем боте, стоит сказать еще пару слов о наших результатах.

Напомним, проект стартовал 13 марта на Хакатоне Яндекс.Денег.

Нами достигнута отметка в 300 пользователей с момента запуска (2,5 недели). И мы до сих пор не потратили ни копейки на рекламу.

Демо-режим, в котором можно с нашего кошелька сделать пару реальных денежных переводов, продолжает работать. Что нас очень радует, прямой зависимости “попробовал демо режим, стал пользователем, а не попробовал - не стал” мы не наблюдаем. Видим новых пользователей, которые сразу авторизуются и начинают пользоваться своим кошельком. Это приятно :)

И самое главное! Мы ввели новую функцию, которую заявляли в прошлом посте: защита транзакций PIN-кодом. Вы можете установить PIN-код и бот будет запрашивать его при каждой транзакции. Или можно настроить, чтобы код запрашивался только, если сумма транзакции больше N руб.

Настройка PIN-кода показана на скриншотах:

Если коротко - введите команду /pin, и дальше бот подскажет, что нужно делать.

Ещё у нас много небольших улучшений: для любителей вводить команды теперь отображаются подсказки, полностью переписан /help и добавлен /faq, а также появилась “живая” служба поддержки (работает после прочтения faq).

Всем нашим читателям большое спасибо за комментарии и подписки! Было приятно получить такой активный отклик. Мы будем продолжать работать над проектом и делиться новостями.

Как всегда мы будем рады ответить на ваши вопросы и подискутировать в комментариях. Возможно, ваши вопросы подтолкнут к написанию второй части статьи по данной теме, у нас уже есть кое какие идеи на этот счет.

Теперь отдельная просьба к пользователям нашего бота - протестируйте, пожалуйста, работу с пин-кодом и напишите в комментариях ваши замечания и пожелания. Ну или восторги :) Нам важно понимать, оправдала ли реализация этой новой функции ваши ожидания.

Если вы еще не видели нашего telegram-бота для мгновенного пополнения мобильных телефонов и денежных переводов - он вас ждёт тут: https://telegram.me/YandexWalletBot.

Почитать о нём подробнее можно в нашей предыдущей заметке. P.s. Не забудьте подписаться на наш блог (если ещё не успели), чтобы ничего не пропустить.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем