Главное Свежее Вакансии   Проекты
arrow-right Created with Sketch. Изотова Ханна 1 610 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Важнее всего – навыки: новые тренды в образовании для предпринимателей

Сегодня многие предприниматели осознают, что им необходимо вкладываться в образование. О том, как максимизировать пользу и сократить различные издержки в процессе обучения, расскажет Ханна Изотова, директор по коммуникациям онлайн-платформы микрообучения “Юниты”.

По данным исследования «Интерфакс Академии», объем российского рынка онлайн-образования по итогам 2020 года составил около 55 млрд руб. с прогнозом ежегодного роста в 20-25%. При этом сегмент бизнес-образования и предпринимательских навыков уже оценивается в 7.2 млрд руб в год. Часто аудитория заинтересована в дополнительной прокачке экспертизы в своей сфере деятельности — по опросу, проведенному EdMarket и Talent Tech, такой вариант выбрали 27% пользователей. Кроме того, множество клиентов хотят овладеть знаниями и практическими навыками для того, чтобы открыть собственный бизнес или оказывать частные услуги.

Спрос рождает предложение, и потому в последнее время появляется все большее количество образовательных проектов для предпринимателей, представленных в трех основных форматах.

MBA

MBA (Master of Business Administration) — один из самых популярных форматов, созданный на основе методики case-studies в Гарвардской бизнес-школе еще в начале ХХ века. Сейчас MBA занимает существенную долю в нише бизнес-образования как в России, так и за рубежом. Так, по оценке аналитиков РБК, в 2018 году российский рынок MBA оценивался в 3,3 млрд рублей.

На программах MBA обучают эффективному управлению бизнесом: новым техникам и приемам для роста, а также навыкам действий в сложных ситуациях. Преподаватели и студенты разбирают конкретные примеры из практики и прорабатывают различные варианты решения проблем. В России программы MBA преподают в бизнес-школах, например, в Moscow Business School или в Школе управления «Сколково», а также на профильных факультетах вузов. В их числе — ВШЭ, СПбГЭУ, РУДН, РАНХиГС и др.

Плюсы

1. Именитый преподавательский состав;

2. Приобретение практических навыков;

3. Международный уровень квалификации — по итогам обучения студенту присуждается степень МВА и диплом;

4. Нетворкинг и ценные знакомства.

Минусы

1. Большая продолжительность обучения — в среднем оно длится от 1.5 до 2 лет;

2. Достаточно высокая стоимость;

3. Необходимость наличия высшего образования и опыта работы 2-3 года для поступления на MBA;

4. Программы МВА часто опираются на зарубежный опыт, который может отличаться от особенностей ведения бизнеса в России.

Онлайн-курсы

Особенно быстрыми темпами рынок онлайн-образования начал расти в начале 2010-х гг. с появлением массовых онлайн-курсов (MOOC). Они довольно быстро завоевали популярность пользователей, а вскоре из MOOC появились несколько новых форматов, например, self-paced e-learning. В этом случае клиент приобретает готовый курс, а затем сам решает, когда приступить к тому или иному блоку, выполнять задания и сдавать экзамены.

Однако для бизнеса классические онлайн-курсы оставляют довольно острой проблему длительности обучения. В России, согласно опросам, предприниматели в 60% случаев предпочитают краткосрочное обучение сроком до двух недель. Кроме того, отправляя на курсы повышения квалификации своих сотрудников, они хотели бы также минимизировать влияние дополнительного образования на рабочие процессы. По этой причине продолжительное обучение востребовано лишь у 8% пользователей.

Кроме того, растянутые сроки также могут негативно сказываться на уровне вовлеченности пользователей и качестве усвоения знаний. Согласно исследованиям, онлайн-курсы в среднем завершают только 15% клиентов. А исследователь Джастин Райх из Массачусетского технологического института в своей статье дает еще более неутешительные цифры. Большая часть студентов бросает учебу на полпути, причем показатель завершаемости постепенно падает. Если в 2014–2015 годах курсы до конца проходили в среднем 6% учащихся, то к 2018 году этот показатель упал до 3,13%.

Часть игроков старается решить эти проблемы, предлагая смешанное обучение (blended learning). Это формат, при котором образовательный процесс сочетает в себе как оффлайн-занятия в формате face to face с преподавателем, так и онлайн-уроки. Исследования показывают, что в этом случае показатели усвоения знаний можно удержать на уровне традиционных занятий в аудитории.

Плюсы

1.Доступность — у разработчиков онлайн-курсов нет требований к образованию или стажу клиента.

2. Гибкое ценообразование в зависимости от формата.

3. Разнообразие программ и направлений обучения.

Минусы

1. Как правило, недостаточно высокий уровень вовлеченности и усвоения знаний.

2. Длительность обучения (в среднем такие программы длятся 4-6 месяцев).

Микрообучение

Сложности, связанные с вовлеченностью пользователей, качеством усвоения информации и длинными сроками обучения, стали одной из причин для появления нового формата онлайн-образования — микрообучения. В этом случае процесс получения знаний разбивается на короткие интервальные занятия (от 3-5 минут до 1-2 часов). В отличие от большинства образовательных программ, основная цель микрообучения — получение и отработка конкретных умений. Занятия построены таким образом, чтобы за небольшое время дать пользователю возможность приобрести и закрепить полезный практический навык.

По данным исследования «Журнала прикладной психологии», микрообучение позволяет на 17% повысить качество усвоения знаний и на 50% увеличивает уровень вовлеченности пользователей. Это одна из причин, по которым Google, IBM, CISCO, Unilever и другие корпорации уже активно внедряют методику микрообучения для своих сотрудников. В России ее уже используют «Азбука Вкуса» и «Теле2». К 2024 году ожидается, что объем рынка микрообучения достигнет $2,7 млрд при среднегодовых темпах роста 13-15%.

В большинстве случаев микрообучение строится в формате face to face для лучшей вовлеченности и усвоения навыка. При этом для ускорения процесса коммуникации и прозрачности все действия и студент, и преподаватель совершают на единой онлайн-платформе. К примеру, этот способ реализован в системе микрообучения «Юниты». Каждое занятие — это 2 часа индивидуальной работы с преподавателем с чередованием обучающих видео и практических заданий. В результате по итогам каждого юнита пользователь овладевает полноценным практическим навыком.

Плюсы

1. Высокая вовлеченность и качество усвоения знаний.

2. Доступность и гибкое ценообразование — клиенты могут выбрать изучение как одного навыка, так и целого мини-курса.

3. Экономия времени предпринимателей и их сотрудников.

4. Прозрачность процесса и видимый результат от каждого занятия.

Минусы

1. В большинстве случаев провайдеры платформ микрообучения не предоставляют каких-либо сертификатов или дипломов по итогам обучения.

2. Несмотря на эффективность, микрообучение еще не получило широкого распространения в нашей стране, и потому выбор онлайн-платформ образования в формате микро пока ограничен.

Таким образом, сейчас рынок онлайн-образования для предпринимателей постепенно подстраивается под меняющиеся запросы аудитории. Бизнес все больше интересуют способы эффективно сочетать обучение и рабочие процессы и тратить на образование минимальное количество времени с максимально полезным результатом. В этом компаниям могут помочь новые форматы онлайн-образования, такие как микрообучение, смешанное обучение и др.

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем