Главное Авторские колонки Вакансии Образование
1 444 2 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Антикризис: 5 причин создать микрофинансовый стартап

В стране кризис, а в банковском секторе бардак? Самое время, чтобы создать микрофинансовый стартап!
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Вокруг российского микрофинансового рынка сформировался, прямо скажем, не самый благоприятный информационный фон. Огромное количество негатива, связанного с высокими процентными ставками и порой не самой этически корректной работой коллекторов, отбивает у многих желание не только пользоваться услугами МФО, но и работать в данной нише.

Тем не менее, не взирая на бурные обсуждения и гневные отзывы, с финансовой точки зрения краткосрочные микрозаймы — это один из наиболее ликвидных и прибыльных способов инвестирования средств.

Весной 2013 года, прежде чем начать работу над собственным проектом микрофинансовой тематики, мы постарались максимально тщательно изучить целевой сегмент, его особенности и ключевых игроков. В результате мы выделили 5 основных причин, по которым стоит обратить внимание на отечественный рынок онлайн-микрозаймов. О самих причинах и о том, насколько в итоге оправдались наши ожидания, мы и хотим рассказать читателям Спарка.

Растущий рынок

Пожалуй, первое, на что стоит обратить свое внимание перед тем, как приступить к работе над каким-либо коммерческим проектом — это размер и аудитория целевого рынка.

Если не вдаваться в скучные подробности мира финансовой статистики и сделать выжимку из наиболее показательных фактов, картина микрофинансовой отрасли получится примерно следующая:

  • Объем рынка на конец 2013-го ‒ более 50 млрд рублей.
  • Прогнозируемый объем к 2017 году ‒ 170 млрд рублей.
  • Ежегодный прирост ‒ 40%.
  • Целевая аудитория ‒ 60 млн человек (80% экономически активного населения).
  • Доля онлайн-микрозаймов ‒ 12%.
  • Ежегодный прирост доли онлайна ‒ 65%.

В сухом остатке перед нами многомиллиардный, постепенно перетекающий в онлайн, рынок с долгосрочной тенденцией роста и огромным потенциалом.

Опыт Zaymigo:

По-настоящему мы осознали все перспективы рынка, лишь выдав тысячный займ и проанализировав географию наших клиентов. Как оказалось, весомая часть заемщиков — это жители мелких областных городков и поселков.

В половине подобных населенных пунктов нет даже банков, зато часто есть относительно качественный доступ в интернет и, как следствие, возможность воспользоваться услугами онлайн МФО.

Низкая конкуренция

На сегодняшний день в реестре микрофинансовых организаций зарегистрировано около 4 000 компаний с действующей лицензией. Казалось, стоило бы ожидать жесткой конкуренции и нешуточной борьбы за каждого клиента. Тем не менее, немного приглядевшись к структуре рынка, становится понятно, что на деле все обстоит иначе.

Большая часть активного реестра — это небольшие региональные оффлайн компании с крошечным оборотом. Их много, но назвать их конкурентами онлайн МФО нельзя. У них свой формат работы, своя аудитория и свои приемы для привлечения клиентов.

Если выделить относительно крупные компании, работающие исключительно в режиме онлайн, в списке останется от силы 5-6 игроков.

При этом, учитывая молодой возраст рынка, явного лидера, который в одиночку был бы способен двигать отрасль, все еще нет. По-настоящему крупные компании пока попросту не сформировались.

Опыт Zaymigo:

За время работы над проектом мы не раз общались с более опытными представителями сегмента. Суммируя результаты, за скобки можно вынести, что насыщение рынка — это что-то за пределом горизонта событий.

Представленные на рынке компании с легкостью идут на диалог и готовы обсуждать даже ключевые моменты построения микрофинансового бизнеса. Почему? Целевая аудитория настолько огромна, что игроки просто-напросто не пересекаются между собой.

Цитируя нашу приватную беседу с одним из лидеров рынка, ситуацию с конкуренцией можно описать следующим образом: Здесь хватит на всех.

Антикризисный бизнес

Последние события, связанные с санкциями, ценой на нефть и курсом доллара, так или иначе подкосили подавляющее большинство российских предприятий. Кто-то урезает расходы на рекламу и PR, кто-то сокращает персонал, кто-то и вовсе остается на обочине.

Микрофинансирование — один из немногих рынков, процветающих даже во время кризиса. Стагнация, рост цен, валютные колебания, нестабильность банковского сектора ‒ все это идеальные условия для развития бизнеса в сфере микрофинансирования.

Опыт Zaymigo:

Выйдя с кредитным продуктом на рынок относительно спокойным летом 2014 года, мы с интересом наблюдали за постепенным ростом потока клиентов и его корреляцией с экономической обстановкой в стране. Пики роста пришлись на период, когда банки в массовом порядке начали заморозку собственных кредитных продуктов.

Обнулив лимиты по кредитным картам и повысив требования к заемщикам, банки, по сути, сами подтолкнули к нам часть своих клиентов.

В итоге, микрозаймы для многих людей ‒ теперь единственный доступный формат кредитования.

Высокий спрос

Прямым следствием всех вышеперечисленных факторов является огромный поток клиентов. Объем рынка микрокредитования уже перешагнул отметку в 50 млрд рублей, при этом ежегодная оценочная потребность в микрозаймах со стороны населения превышает 300 миллиардов.

Рынок с насыщением менее 20%, на котором спрос в разы превышает предложение, генерирует гораздо больше клиентов, чем физически может обработать любая микрофинансовая организация. По сути, единственное, чем сегодня ограничен кредитный портфель любой конкретной МФО — это объем собственных оборотных средств. Будь то 20 миллионов на счетах у компании или 200 — значения не имеет. Обе суммы можно с легкостью распределить в займы всего за несколько недель.

Отдельным подпунктом стоит отметить еще одну интересную черту спроса на данном рынке — огромный процент повторных заявок. Усредненная статистика рынка показывает, что двое из трех клиентов возвращаются от 2 до 8 раз в течение года.

Опыт Zaymigo:

Понимание рынка приходит не сразу. Первое время мы старательно пытались предложить самые низкие ставки на рынке, подстраивали под них расчеты и бизнес-модель, ломали голову над тем, как сделать бренд именитым. Но, как только мы перешли от теории к практике, все оказалось гораздо проще.

Спрос со стороны клиентов вообще ни к чему не чувствителен. Основной массе заемщиков нет никакого дела до бренда или процентной ставки. Они не смотрят на комиссию или размер штрафных санкций в случае просрочки. Тех, кто читает кредитный договор, можно пересчитать по пальцам.

Если есть проработанный канал привлечения, проблем с количеством клиентов у вас не будет. Все остальное вторично.

Ликвидность вложений

Еще один существенный плюс рынка — крайне высокая ликвидность вложений.

Займы до зарплаты характеризуются сверхкоротким сроком кредитования: от пары дней до нескольких месяцев. По большому счету, основная часть вложенных в заем средств возвращается в течение 31-го дня. Подобная ликвидность вкупе с грамотным реинвестированием позволяет стремительно наращивать объем кредитного портфеля и достичь внушительной степени капитализации дохода.

Опыт Zaymigo:

Основа любого сервиса кредитования — это скоринговая модель, за счет которой и обеспечивается доходность проекта. Первый этап создания подобной модели — это сбор базового кредитного портфеля и его анализ. Именно здесь ликвидность и возможность быстро реинвестировать прибыль сыграли для нас ключевую роль.

Раздать 1000 долгосрочных займов по 30 000 рублей — пожалуй, не самый оптимальный для молодого проекта вариант, поэтому на старте мы выставили лимит суммы в 15 000 рублей и ограничились месячным сроком кредитования.

Как результат, всего за квартал мы собрали необходимый для построения скоринговой модели портфель.

Подводя итоги

В ближайшие несколько лет у вас есть реальный шанс без особых усилий занять неплохую часть пустующего рынка.

Так что, если думаете о том, чем заняться во время кризиса и в какую нишу податься, рекомендуем обратить пристальное внимание на микрофинансовую тематику.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем