редакции Выбор
Недетские проблемы: как использовать персонажей мультфильмов в рекламе, не нарушив авторских прав?
Известные образы, персонажи, личности делают рекламу более эмоциональной и запоминающейся. Для примеров и далеко ходить не надо — можно просто до холодильника. Бренд молочной продукции «Простоквашино» использует знакомые с детства образы героев одноименного мультфильма.
Но тут важно не забывать о правообладателях этих персонажей. В этой статье мы расскажем, как могут быть защищены образы героев и как можно использовать их, не нарушая права авторов и правообладателей.
Персонажи как объекты авторских прав
Все рисованные персонажи из мультфильмов, фильмов, иллюстраций к книгам в первую очередь являются объектами авторских прав. И права на эти объекты возникают с момента их создания. Автор может передать права компании, для которой он создавал данных персонажей. С этого момента компания будет являться правообладателем и сможет распоряжаться произведениями. Использование объектов авторских прав в коммерческих целях без разрешения автора или правообладателя запрещено на основании ст. 1229, 1259, 1270 Гражданского кодекса РФ. Если вы хотите использовать в рекламе изображение персонажа, то необходимо получить согласие автора или правообладателя.
Но что делать с фольклорными персонажами, ведь у них нет конкретного автора? Вы можете использовать имя фольклорного персонажа в рекламе, например, Деда Мороза. Но изображения этого персонажа создавали художники, которые имеют права на свои произведения. Использовать такие объекты можно только с согласия автора или правообладателя этих изображений.
Персонажи как товарный знак
Регистрация персонажей в качестве товарного знака достаточно распространенный способ защиты данных объектов. В качестве товарного знака можно зарегистрировать не только словесное обозначение, но и графический элемент.
Из известных персонажей мультфильмов товарный знак есть, например, у мультфильмов: «Барбоскины», «Фиксики», «Маша и медведь». Если вы решите добавить в рекламное объявление персонажа, который зарегистрирован, как товарный знак, вам необходимо получить согласие правообладателя. Если разместить такой объект без ведома правообладателя, он может направить претензию с требованием прекратить использование, а возможно, и потребует компенсацию.
Так как же использовать известных персонажей в рекламе?
- Если вы решили использовать известного персонажа в рекламе и не хотите менять свое решение, то важно юридически грамотно подойти к этому вопросу. Не забывайте, что в случае незаконного использования объектов размеры убытков или компенсации могут быть весьма значительными — от 10 тысяч до 5 миллионов рублей и выше.
- Если вы планируете использовать фольклорного персонажа, не используйте уже готовые изображения и иллюстрации из интернета — создавайте свои.
- При заказе рисунка, дизайн-макета у дизайнера или иллюстратора, не забывайте оформлять с автором договор об отчуждении исключительных прав. Также сохраните исходные файлы и черновики с указанием даты создания и ФИО автора. В случае нарушения ваших прав на изображение это позволит доказать факт создания объекта и принадлежность прав.
- Если вам все же хочется использовать определенный рисунок фольклорного персонажа, или использовать известного персонажа в рекламе: необходимо получить согласие или заключить лицензионное соглашение с правообладателем, продумав все варианты использования объекта, ведь какие-то форматы могут быть невозможны.
- Если планируете использовать ростовые куклы, объемные фигуры персонажей для рекламной кампании, то можете не обращаться напрямую к правообладателю. Существуют компании по пошиву ростовых кукол, которые уже заключили лицензионное соглашение с правообладателем на изготовление и реализацию таких кукол. Важно отметить, что использование возможно лишь в пределах объема лицензии, которую получили портные.
Мы в Z&G.Patent всегда советуем задумываться о последствиях использования объектов авторских прав и объектов интеллектуальной собственности. Даже если вы уверены в правомерности использования, лучше проконсультироваться с патентным поверенным. А если не уверены — тогда однозначно стоит обратиться к нам за консультацией online или offline.
8 800 700 25 93