редакции Выбор
Хочу запатентовать название и логотип своей компании. Алгоритм действий от юриста
Патент обеспечивает государственную защиту и закрепляет право на разработку, дизайн или устройство. Для каждой разработки есть своя категория патентования:
- Патент на промышленный образец — это внешний вид изделия (например, форма продукта, этикетки, форма и цветовое решение упаковки)
- Патент на полезную модель — это технологии в виде различных устройств бытового и промышленного назначения, выраженные в материальном виде
- Патент на изобретение — это методики, технологии производства, сложные устройства, а также составы веществ
Как можно увидеть, логотип и название компании не подходят к этим категориям. Но зато подходят к категории товарных знаков.
Товарный знак — это средство индивидуализации организации, разрабатываемое для привлечения потребителя, охраняемое законом. Для узнаваемости на рынке и увеличения продаж компании создают бренды — в дальнейшем ваш товарный знак может стать ценным активом фирмы.
Какие товарные знаки могут быть?
- Словесное обозначение. Вы можете зарегистрировать название компании, название продукта, серии продуктов, слоган и т.п.
Опыт Z&G. Patent: в нашей практике есть примеры регистрации словесного обозначения в качестве товарного знака: «BURDATA», «FORMULASPORT», «DETALINADOM.COM», «AVERSFIT», «VITAMUESLI», «ГРИГОРЬЕВСКИЕ САДЫ», «СЕРГЕЙ СВЕТЛАКОВ» и др.
Не получится зарегистрировать в качестве товарного знака:
- Указание на доменное имя («.ru», «.com» и т.п.).
- Указание на организационно-правовую форму («ООО», «ИП»), а также слова «Фирма», «Компания», «Busines» и т.д.
- Описательные обозначения, указывающего сферу деятельности, вид товаров, место производства («Коровье молоко» для молочной продукции).
- Общепринятые термины и сокращения («Вольт» для электроники, «Нота» для музыкальных изделий, «ЖБИ» для железобетонных изделий).
Например, в товарном знаке «chaibuket.ru» не охраняемый элемент «.ru», т.к. это указание на доменное имя. В товарном знаке «ХОУМ ПИЦЦА» не охраняется слово «пицца», т.к. описывает вид товара. «MKBusiness» имеет неохраняемый элемент «business». Следует учитывать это при создании словесного обозначения вашего ТЗ.
- Фамилия как товарный знак.
Зарегистрировать можно не все фамилии. Некоторые довольно распространены и не имеют различительной способности. Перед регистрацией такого товарного знака тоже необходимо пройти этап проверки обозначения. Возможно, товарный знак с такой фамилией уже зарегистрирован. Если ваша фамилия совпадает с фамилией известного человека, то, возможно, придется просить у него согласие на регистрацию товарного знака.
- Графический элемент. Ваш логотип — это может быть сочетание графики и слова, а может быть только графика.
Опыт наших клиентов:
Про виды классов МКТУ вы можете прочитать здесь.
Этапы регистрации товарного знака
- Этап 1. Проверка товарного знака
Прежде, чем подать заявку на регистрацию товарного знака в Роспатент мы советуем провести предварительную проверку вашего обозначения. Так как уже достаточно много обозначений зарегистрировано — без предварительной проверки сложно определить, удастся ли зарегистрировать ваш товарный знак или нет. Проверка также показывает, насколько ваше обозначение соответствует критериям для регистрации.
В ходе проверки обозначение проверяется на тождество и сходство с зарегистрированными товарными знаками, а также с обозначениями, которые находятся в процессе регистрации. Если будут выявлены риски, то наши специалисты порекомендуют вам доработать название или выбрать другое обозначение.
Помните, что предварительная проверка позволяет экономить денежные средства и время: если экспертом Роспатента будут выявлены препятствия, то в регистрации товарного знака вам будет не только отказано, но и не будет возвращена уплаченная государственная пошлина.
Вот несколько примеров, как в ходе предварительной проверки нами были выявлены проблемы для регистрации ТЗ наших клиентов, и какие ТЗ были зарегистрированы в итоге:
- Этап 2. Подача заявления на регистрацию в Роспатент и делопроизводство до регистрации.
После того, как станет понятно, что обозначение не имеет препятствий в регистрации, можно подавать заявку в Роспатент. Наши специалисты берут на себя оформление всей заявочной документации и ведение делопроизводства по заявке. Также на этом этапе оплачивается государственная пошлина за подачу заявки.
После получения заявки Роспатент начинает экспертизу: если документация в порядке и обозначение соответствует требованиям законодательства (экспертизе заявленного обозначения), то Роспатент выносит решение о регистрации Вашего товарного знака.
- Этап 3. Оплата госпошлины за выдачу свидетельства и получение свидетельства о регистрации ТЗ.
Процедура регистрации в среднем занимает 4-6 месяцев. Наш рекорд — 1 месяц. После получения результатов по экспертизе на основании Решения о государственной регистрации товарного знака, оплачивается еще одна госпошлина — на этот раз за выдачу свидетельства на товарный знак.
И вот так вы становитесь обладателем свидетельства на товарный знак — ваш логотип или название (или все вместе) надежно защищены законом.
Коммерческое обозначение и товарный знак: в чём отличия?
Основное отличие между способами защиты в объектах индивидуализации:
- Товарный знак используется для обозначения товаров и услуг юридического лица, индивидуального предпринимателя и физических лиц (с 29 июня 2023 года).
- Фирменное наименование — для индивидуализации юридического лица.
- Коммерческое обозначение — для индивидуализации предприятия.
Цели использования коммерческого обозначения и товарного знака едины. Однако, если кто-то будет использовать ваше коммерческое обозначение без вашего согласия, для защиты своих интересов в суде необходимо будет доказать, что у вас вообще возникло право на это обозначение. Это трудоемкий и длительный процесс.
При использовании товарного знака, доказательством возникновения права является сам факт регистрации товарного знака. Поэтому для защиты вашего обозначения выгоднее и быстрее зарегистрировать товарный знак.
Как передать права на товарный знак?
- Передать права по договору отчуждения.
При этом сценарии правообладатель в полном объеме передает исключительное право приобретателю за указанную в договоре сумму. После регистрации договора отчуждения, приобретатель товарного знака получает приложение к свидетельству на переданный по договору товарный знак, становясь законным правообладателем товарного знака.
- Заключить лицензионный договор.
Лицензионный договор закрепляет право использования товарного знака лицензиатом. В договоре обязательно указываются способы использования, территория действия права, срок действия договора.
- Оформление договора коммерческой концессии.
Правообладатель соглашается передать другому лицу за определенную сумму на установленное время или бессрочно право применения в своей деятельности исключительные права владельца на товарный знак.
Что делать, если подали заявку на товарный знак, а потом сменилось юридическое лицо?
Необходимо оформить передачу прав на заявку в Роспатенте. Внесение изменений в заявку на регистрацию товарного знака занимает до 1 месяца, в то время как на изменение правообладателя для зарегистрированного товарного знака отводится 2-4 месяца.
Стоимость госпошлин тоже разнится: внесение изменений в заявку стоит 2800 руб. (цена со скидкой за электронную подачу заявления, стоимость без скидки: 5000 руб.), а если товарный знак уже зарегистрирован, то пошлина составит 13 500 руб.
В нашей недавней статье мы рассказывали про международную регистрацию ТЗ.
За подробной консультацией вы можете обратиться к юристам Z&G.Patent — с нашим 17 летним опытом мы подскажем, что необходимо сделать для защиты конкретно вашего бизнеса.