Главное Авторские колонки Вакансии Образование
219 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Комплексные экологические разрешения: разбираем кейсы

Комплексные экологические разрешения (КЭР) стали важным инструментом государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Они направлены на снижение негативного воздействия промышленных предприятий на экосистемы и обеспечение соблюдения природоохранных требований. В этой статье мы рассмотрим ситуации, которые возникают в части применения КЭР на реальных примерах и вопросах, возникающих у наших клиентов.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

КЭР и производственный рост: как сбалансировать экономику и экологию

Предприятие планирует с 2025 года увеличить производительность, что приведет к росту выбросов, сбросов и размещению отходов на ОРО. На момент подачи заявки на комплексное экологическое разрешение проектная документация, предусматривающая увеличение производственных мощностей, находится на государственной экологической экспертизе и государственной градостроительной экспертизе.

Возникает вопрос: должно ли предприятие указывать в заявке фактические показатели воздействия на окружающую среду, которые узаконены действующей проектной документацией, или же оно обязано представить увеличенные объёмы выбросов, сбросов и отходов, основываясь на планируемом росте производительности?

Согласно Постановлению Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055 и Приказу Минприроды России от 11.08.2020 № 581, допускается расчет и установление нормативов допустимых выбросов на перспективу на основе проектной документации. Однако не уточняется, что эта документация должна иметь положительные заключения ГЭЭ и ГГЭ. Приказ Минприроды России от 29.12.2020 № 1118 не содержит аналогичных положений, но и не запрещает их.

Проблема отказа в рамках КЭР из-за вопросов к НДВ

Компания столкнулась с ситуацией, когде ей выдали отказ в установлении нормативов выбросов (НДВ) в рамках комплексной экологической разрешительной документации, несмотря на то, что ранее было получено разрешение на выброс вредных веществ. Удивительно, что это разрешение было выдано за два месяца до подачи заявки на КЭР.

Возможные причины таких отказов могут быть связаны с различиями в требованиях к составу НДВ для объектов разной категории. Так, при получении разрешения на выброс для объекта I категории, учитываются все вещества, подлежащие государственному регулированию для атмосферного воздуха. В то же время, при разработке НДВ в рамках КЭР, учитываются только вещества I и II классов опасности.

Кроме того, основания для отказа в установлении НДВ и выдаче КЭР могут различаться в соответствии с законодательством. Например, в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055, предусмотрены основания для отказа в установлении НДВ, в то время как статья 31.1 Закона об охране окружающей среды содержит требования к выдаче комплексной экологической разрешительной документации.

Проблемы с согласованием технических нормативов и замечания к расчетам от РПН

Территориальное отделение Росприроднадзора (РПН) проверяет соответствие технологических процессов и оборудования на предприятии лучшим доступным технологиям при подаче заявки на разрешение производственной деятельности. Однако возникают случаи, когда Министерство промышленности и торговли Российской Федерации согласует технические нормативы, но РПН высказывает замечания к расчетам технических нормативов и даже сомневается в корректности определения отходов.

Почему так происходит? Согласно Правилам № 1386, территориальный орган РПН рассматривает заявки и документы, предоставленные заявителями, в части соответствия требованиям законодательства об охране окружающей среды. Это включает в себя анализ информации об авариях, программе повышения экологической эффективности, расчеты технологических нормативов, обоснование нормативов образования отходов, проект программы производственного экологического контроля и другие данные.

В результате такого анализа РПН может выявить несоответствия в представленных расчетах технических нормативов и выразить сомнения в правильности определения отходов. Подобные случаи подчеркивают важность тщательной подготовки документации и согласования всех расчетов перед обращением в контролирующие органы, чтобы избежать возможных замечаний и задержек в процессе получения разрешения на производственную деятельность.

Проблемы с категоризацией производства моющих средств

Предприятие, специализирующееся на производстве моющих средств согласно ОКВЭД 20.41.3, официально отнесено к 1 категории согласно критериям 2398, связанным с производством химических веществ. В частности, основным органическим химическим веществом, которое производится на предприятии, являются поверхностно-активные вещества. Однако на практике на предприятии осуществляется лишь смешение компонентов, а синтез химических веществ отсутствует.

При подаче заявки на учет объекта Негативного Воздействия на Окружающую Среду (НВОС) необходимо указать вид хозяйственной деятельности в соответствии с установленными критериями и кодами ОКВЭД. Если вид деятельности не совпадает с критериями, следует указать основные виды деятельности на объекте.

Чтобы снизить категорию, можно воспользоваться досудебным оспариванием решения о присвоении объекту определенной категории или обратиться в суд. В аргументации необходимо доказать, что на предприятии не происходит производство химических веществ, а лишь их смешение, представив технологические регламенты и другие производственные документы в подтверждение данной позиции.

Спор о классификации производителя бумаги

Предприятие, специализирующееся на производстве бумаги для гофрирования из макулатуры, столкнулось с проблемой классификации со стороны Росприроднадзора. Несмотря на поданное заявление о постановке на вторую категорию как предприятие по утилизации отходов, Росприроднадзор отказался учитывать это обстоятельство и отнес предприятие к первой категории.

Объясняется это просто: при включении информации об объекте в государственный реестр, ему присваиваются код и категория в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду. В случае если объект соответствует нескольким критериям для отнесения к разным категориям, ему присваивается категория, соответствующая наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду. Это регулируется Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Анализ реальных ситуаций и примеров использования КЭР позволяет лучше понять, с какими трудностями могут столкнуться предприятия и как решить их наиболее эффективно.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем