редакции Выбор
5 правил для предпринимателей в период пандемии
Первое правило ― действовать, а не ждать. Занять выжидательную позицию или спрятать голову в песок ― все равно, что проглотить таблетку с ядом в надежде, что она не подействует.
На практике:
- еще раз проведите аудит своих расходов. Не можете сами, обратитесь за помощью к специалистам. Определенно найдутся еще позиции, которые вы не учли, а без них ваш бизнес может функционировать;
- оптимизируйте расходы, без которых бизнес не может существовать;
- если не успели все еще, то подготовьте письма об отсрочке платежей. Например, попросите об арендных каникулах, кредитах.
- проведите переговоры с поставщиками и подрядчиками на предмет скидки или отсрочки. Помните, что все предприниматели сейчас зависят друг от друга;
- настойчиво прорабатывайте дебиторскую задолженность. Простыми словами — собирайте долги;
- пересматривайте систему оплаты и лояльности для постоянных и новых клиентов (если все-таки у вас появились онлайн-услуги);
- мотивируйте сотрудников. Помните, бизнес без них не выживет.
Второе правило ― адаптироваться или умереть. Звучит жестоко, но такова сегодняшняя реальность. Происходит естественный отбор. Выживет тот, чей бизнес успеет адаптироваться.
На практике: Адаптация касается не только запросов потребителей и соответствие продуктовой линейки этим запросам, но и правовой части бизнеса. Например, законодательство стремительно вносит поправки в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Суд назначает независимого арбитражного управляющего. Далее проводится анализ финансовой деятельности бизнеса. В результате которого будут выявлены незаконные сделки, схемы, выводы активов, признаки преднамеренного банкротства и т.д. Все вышеперечисленное будет основанием для привлечения к субсидиарной и уголовной ответственности.
Наверняка, вы слышали о моратории на банкротство? Есть обратная сторона. Никто не снимает обязанности с предпринимателя подать на банкротство в течение 30 дней после обнаружения признаков несостоятельности. А в сегодняшних условиях большая часть бизнеса окажется с такими признаками. Дальше действия будут разворачиваться по вышеуказанному сценарию.
С ликвидацией компаний похожая история ― вам не дадут закрыть проблемную компанию, даже если налоговые проверки сейчас приостановлены. Простыми словами, «слить» технички не получится. Единственным правильным решением будет использовать время приостановки в свою пользу ― выявить риски и постараться их устранить. Так вы сможете подать на ликвидацию заранее, предотвратив или минимизировав последствия. О своих «грехах» каждый знает сам.
Третье правило ― держать контакт с базой клиентов. Даже если, вы не перестроили бизнес в онлйн-формат, то самое время напомнить вашей базе клиентов о вас. С начала пандемии в России прошло уже около 3 месяцев, если вы так и не связывались с клиентами ― пора.
На практике:
- выгружайте базу из CRM-системы, загружайте в общий документ (гуглдок, например, и расшарьте доступ администратору, который все еще сидит дома без работы);
- для администратора напишите скрипт, который позволит понять состояние ваших клиентов и уточнит, в каких услугах они нуждаются в первую очередь;
- прослушайте звонки клиентов (это можно сделать в личном кабинете на Зуне или запросить данные у вашего провайдера), которые хотя бы раз звонили к вам в заведение, но по каким-то причинам не смогли дойти. Напомните им о себе, внесите в базу и выявите потребности;
- если вам удалось настроить доставку, порадуйте клиентов личной доставкой на дом. Поверьте это не останется незамеченным и каждый, кто сейчас у вас купит ― с вами навсегда. Эти эмоции будут бесценны, когда вы клиенту дадите пакет с заказом, а он ― душевную улыбку.
Четвертое правило ― работать с персоналом. Прослушайте записи всех звонков, обратите внимание, как администратор общается с клиентами, насколько мотивирует человека записаться именно к вам. Анализируйте его работу. Пока функционирование бизнеса приостановлено, можно найти точки роста персонала и обучить продажам по телефону, чтобы выйдя на работу, вы не переживали на этот счет.
На практике:
- прослушайте звонки в личном кабинете компании (если вы являетесь премиальным клиентом zoon.ru) и отметьте ошибки администратора;
- разберите кейсы вместе с сотрудниками, проведите мозговой штурм и набросайте идей для нового скрипта для продажи;
- подберите несколько бесплатных видео на youtube, которые обучают технологии телефонных продаж;
- проведите ролевые игры с вашими специалистами;
- доп.продажам можно обучить и мастеров, которые работают непосредственно с клиентом «в кресле».
Пятое правило ― сделать аудит репутации. Помните, что клиент ищет любую услуги двумя способами: либо через «сарафанное радио», либо через поиски в поисковых системах. Помните, что даже если информация пришла через «сарафан», клиент пойдет читать отзывы и смотреть, как выглядит заведение.
На практике:
- сделайте аудит репутации вашей компании, а именно: вбейте название вашей организации в поисковиках и соберите все сайты, где упоминается ваша компания.
- создайте трехцветную табличку, где:
зеленым указаны сайты, где рейтинг и репутация вашей компании положительные;
желтым указаны сайты, где рейтинг средний и отзывы нейтральны;
красным указаны сайты, где рейтинг низкий и отзывы отрицательные.
- проработайте каждый отзыв на площадке и дайте ответы, как на положительные, так и на отрицательные мнения о работе вашего бизнеса.
Готовьте себя, сотрудников, клиентов и ваши площадки для работы с репутацией к новым бизнес-процессам. Сотрудники начнут оттачивать полученные знания на практике, клиенты вспомнят о вашем уровне услуг и сервисе, а площадки будут наполнены новыми отзывами заскучавших клиентов. Знаем, соломку везде подстелить невозможно, но кризисное время нужно использовать по максимуму.