редакции Выбор
Кто такой Project Ambassador и нужен ли он вам?
Кто такой ProjectAmbassador?
В общем смысле – человек, который развивает и распространяет идеологию проекта на тематических мероприятиях, конференциях, выставках.
Функционал Project Ambassador может разниться, ограничиваясь исключительно выступлениями, заканчивая полным циклом создания и внедрения идеологии. Детали рассмотрим ниже.
Что такое идеология продукта/проекта?
Идеология – совокупность идей и ценностей, которых придерживается сообщество или отдельный человек.
Идеология компании тесно связана с позиционированием, однако если позиционирование подразумевает место продукта на рынке, то идеология – его влияние на ценности и убеждения потенциального потребителя и людей, связанных с потребителем.
* Примером сильной успешной идеологии, я считаю идеологию Bitcoin, отраженную в White Paper Satoshi Nakamoto: да свободным деньгам, регулируемым сообществом, нет посредникам в виде финансовых структур. Хотя Satoshi не бизнесмен (вроде бы), а такой себе волонтер доброй воли, на созданных им идеях развилось огромное количество честных и не очень коммерческих проектов.
Было бы интересно услышать ваше мнение на счет компаний, с проработанной и четко выстроенной идеологией. Пожалуйста, поделитесь примерами в комментариях.
Когда и кому нужен Project Ambassador?
Давайте представим, что вы создаете софт для оборудования, производящего экологически чистую энергию. У вас хороший инновационный продукт, прекрасные талантливые сотрудники, есть инвестиции, и самое главное – вы амбициозны. Ваша пиарщица намекает, что было бы полезно поездить по конференциям или выставкам… А может, договориться с заинтересованными сообществами в разных странах и провести серии мастер-классов. Но как организовать эту работу?
Тут случается затык. Давайте будем честны: в молодых IT-командах редко присутствует человек с сильными презентационными навыками, хорошо разбирающийся в продукте, а главное – понимающий куда с какой презентацией лучше ехать. Я наблюдала талантливого техлида, который толкал профессиональную, но совершенно бесполезную речь на дорогущем мероприятии, потому что презентация не соответствовала специфике целевой аудитории. Я также видела огромное количество откровенно скучных выступлений и просто бестолковых кривляний.
Не то место, не те люди, не тот контент – три бича презентаций молодых компаний, плохо понимающих зачем, куда они едут, и чем собираются кормить аудиторию. Но это касается не только стартапов, взрослые компании тоже сливают бюджеты на неподходящие выступления неподходящих людей.
Для того, чтобы конфузов не происходило, необходимо четкое понимание идеологии компании и инструментов ее распространения. Если вы видите живое общение с комьюнити одним из инструментов продвижения вашего продукта, необходим человек, который настроит эту работу - Project Ambassador.
Не стоит путать Project Ambassador с Influencer. Influencer – это лидер мнений, который рекламирует разные продукты среди своей целевой аудитории. На мой взгляд, такое сотрудничество не очень выгодно молодому проекту, потому что таким образом проект строит не свою уникальную идеологию и репутацию, а пытается откусить кусочек от репутации Influencer. Конечно, заручиться поддержкой известных людей неплохо, но только после того, когда вы сами достаточно крепко встанете на ноги. До этого момента – наймите человека, который займется вопросами создания и продвижения ваших собственных ценностей, создаст почву для работы рекламщиков и Sale Managers.
Возвращаясь к вопросу, кому же всё-таки необходим Project Ambassador, я считаю, что эта должность обязательна в компаниях, создающих инновационный продукт, успех которого во многом зависит от популярности идеи, лежащей в его основе. Речь идет о командах, имеющих дерзость бросать вызов традиционному укладу жизнь, например, о создателях инновационных IT-продуктов или решений для внедрения и популяризации альтернативных источников энергии.
Чтодаёт Project Ambassador компании?
Основная функция Project Ambassador – представление компании и продукта на тематических мероприятиях. Он должен упаковать главную идею продукта и преподнести ее самым привлекательным образом. Но Project Ambassador – это не наёмный спикер, а человек, глубоко погруженный в специфику компании. И обязательно влюбленный в продукт.
Как упоминалось выше, функционал Project Ambassador может ограничиваться только выступлениями, а может включать полный цикл подготовки к мероприятиям и организацию собственных. Второй вариант предполагает более полную включенность сотрудника в работу компании, поэтому, на мой взгляд, такое сотрудничество предпочтительнее урезанного варианта.
Основные задачи ProjectAmbassador:
1. Совместная с командой разработка идеологии компании/продукта.
2. Анализ среды продвижения – локаций и сообществ, где продукт может зайти.
3. Определение методов и инструментов - какие мероприятия посещать/организовывать, каким образом строить коммуникацию.
4. Совместная с командой разработка brand-book и промо-материалов для выступлений.
5. Подготовка и реализация презентации, начиная от разработки методологии, заканчивая непосредственной живой работой с сообществом.
Итогом работы Project Ambassador должна стать лояльная целевая аудитория, которая обнаруживает у себя ценности и убеждения, соответствующие идеологии продукта, а также заинтересована самостоятельно их распространять
*Мне нравится, как работает United Nations Development Program (программа развития ООН) в аспекте формирования лояльной целевой аудитории. Эта организация финансирует локальные общественные организации, ставя перед ними задачу формирования волонтерских групп, которые в свою очередь распространяют идеи UNDP среди местного населения.
Один из проектов в рамках UNDP, в котором я принимала участие в - Энергия и биомасса. Задачей было сформировать у целевой аудитории лояльное отношение к использованию биотоплива в качестве альтернативного источника энергии. Целью в долгосрочной перспективе – стимулировать население к установке биокотлов.
Компетенции ProjectAmbassador
Компетенции Project Ambassador зависят от широты задач, которые перед ним ставит компания. Задача минимум - претендент должен обладать навыками публичных выступлений, задача максимум – хорошо разбираться в специфике деятельности компании, маркетинге, ивентинге и практической психологии.
Как найти ProjectAmbassador?
Вариант первый – сотрудничать с людьми, предоставляющими такие услуги. Я с радостью проконсультирую вас по любому вопросу, начиная от формирования идеологии продукта, заканчивая выступлением на тематических мероприятиях или подготовкой ваших спикеров.
Если вы чувствуете силы самостоятельно справиться с задачами Project Ambassador, используйте простой пятишаговый алгоритм подготовки, чтобы не попасть впросак с нелепым выступлением. Ответьте на следующие вопросы:
1. Какова центральную идея выступления?
2. Как вы будете воплощать ее жизнь (что вы делаете с аудиторией)?
3. Для кого вы выступаете?
4. Чего хотят/ в чем нуждаются эти люди?
5. Что должно измениться в их жизни/восприятии в результате того, что вы им даете?
Посмотрите выступления спикеров на мероприятиях, близких вашему по тематике. Отметьте то, что нравится и тренируйте самые привлекательные навыки. Кстати, если вы непрофессиональный спикер, не тратьте время на искоренение недостатков, сосредоточьтесь на сильных сторонах. Избавиться от частого моргания или картавости врядли получится за период подготовки к выступлению, к тому же, человеческий организм в стрессовой ситуации скорее прибегнет к привычным формам поведения, чем к недавно выученным. Работайте над усилением сильных качеств, а слабые – пусть станут вашей изюминкой.
И помните главное правило Project Ambassador – любите то, о чем говорите!
* Идею пятишагового алгоритма я подсмотрела в выступлении Адама Лейпцига, директора Entertainment Media Partners на конференции TED. Адам рекомендует использовать эти вопросы для обнаружения жизненных целей. Его подход удобно распространяется и на более мелкие задачи.
P.S. Пишите идеи, вопросы и предложения - с радостью обсудим!
Подробнее о моём опыте - Linkedin
Держу связь:
Телеграм - @ershavik
Почта: itboostorg@gmail.com