Главное Авторские колонки Вакансии Образование
198 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Сложные эмоции. Как мыслить позитивно. Дэвид Иглмен

Добра и мира всем, кто посетил блог Антидот! Здесь мы развиваем эмоциональный интеллект, чтобы сделать свою жизнь счастливее. Если вы движетесь в этом же направлении, присоединяйтесь!
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

В предыдущих статьях мы разобрали основные негативные эмоции, а сегодня поговорим о том, как формируются сложные эмоции. Ведь жизнь – штука непростая, и мы испытываем, как правило, именно сложные эмоции. Но сложными они кажутся только на первый взгляд, особенно если не понимаешь, как все работает.

Альберт Эйнштейн однажды сказал: если ты не можешь что-то объяснить простыми словами, значит, ты этого не понимаешь.

Сложные эмоции – это те эмоции, которые образуются от последовательного наложения друг на друга простых эмоций.

Давайте посмотрим, как это происходит.

Мой сын стоял слишком близко к бассейну. Это, в принципе, была моя вина. Я не ожидал, что он упадет, ведь он знал правило – Воды не касаться.

Он действительно хорошо следовал правилам, но в то время ему было где-то 2,5 года, и его координация была не самой лучшей. Мы стояли рядом с бассейном и разговаривали с другом на вечеринке. Я чувствовал, как он касается моей ноги, осматривая жучка на цементе у бассейна, в следующий момент я внезапно ощутил, как его рука дернула меня за штанину, и тут же раздался всплеск. Блин.

В тот момент, когда я понял, что мой сын упал в бассейн, я не запаниковал. Отчасти потому, что я знал – он тоже не будет паниковать. Он любил воду и никогда ее не боялся.

И потом, когда это случилось, я стоял прямо рядом с ним, поэтому знал, что пройдет всего несколько секунд, прежде чем я вытащу его из воды, и мы переоденемся в сухую одежду. Но проблема все еще оставалась, моего двухлетнего сына нужно было выловить из бассейна, и это нужно было делать прямо сейчас. В эти доли секунды размышления мой мозг попытался сообщить мне, что в глубоком кармане моих штанов лежит новенький айфон.

И это был тот случай, когда погружение в воду смартфона даже на несколько секунд означало его мгновенную смерть.

Так что без сомнения… мой следующий прыжок в бассейн с целью помочь моему сыну, потенциально может стоить мне около 500$.

Мог ли я потратить несколько лишних секунд, вытащить телефон и бросить его в траву, чтобы он не промок, и запрыгнуть внутрь? Наверное, мог. Но я, почему то, не развивал эту мысль.

Я ударился о воду еще до того, как голова Рафаэля оказалась над водой.

Прошло где-то полторы секунды между тем, как он коснулся воды и тем, когда я держал его в своих руках в целости и сохранности.

Он глубоко вдохнул и вытер воду с глаз.

Я знал, что его реакция на это событие будет зависеть от моей реакции на нее, поэтому я старался вести себя нормально.

Я улыбнулся, посмотрел ему в глаза и игриво спросил его: Ты упал в бассейн?.

– Да,– сказал он, улыбаясь и вытирая воду с лица.

– Ты в порядке? – спросил я.

– Да,– ответил он снова.

На этот раз он на самом деле хихикнул. Пока он оглядывался, а я двигался к ступеням бассейна, он казался довольно счастливым благодаря этому новому опыту, ведь он находился в бассейне, будучи полностью одетым, с папой, держащим его на руках, который также был полностью одетым.

Это был веселый опыт для нас обоих, хотя больше для него, чем для меня.

Я делюсь этой повседневной историей с целью показать, как работают наши сложные эмоции.

Наши эмоции возникают всегда, пока мы находимся в сознании. Любое изменение восприятия нашим мозгом генерирует нам определенную эмоцию.

В предыдущих статьях мы разбирали, как формируются наши индивидуальные эмоции, объясняя Уравнение Эмоций и его две простые переменные. Но наши сложные эмоции не могут быть такими простыми, не так ли?

Могут. Наши сложные эмоции так же просты. Наш мозг формирует их, складывая значения каждого Уравнения Эмоций.

Если мы перемотаем это событие в замедленной съемке и перечислим эмоции, которые я испытал, то порядок будет примерно следующим. Сначала я испытал удивление, потом страх, беспокойство, грусть, смущение, потом снова беспокойство, радость и, наконец, счастье.

Давайте быстро рассмотрим их, чтобы вы могли увидеть, как моя сложная эмоциональная реакция формировалась за несколько секунд , просто накапливая отдельные Уравнения Эмоций, и вы поймете, как формируются все ваши сложные эмоциональные реакции.

Представьте эту ситуацию снова, момент до того, как Рафаэль упал в воду, и все как бы происходит в замедленном съемке. Всплеск.

Удивление

Сначала о моем удивлении. Да, когда я стоял рядом с бассейном, где играл мой сын, я был вовлечен в разговор, но я также чувствовал его руку на моей ноге. Я воспринимал ситуацию так, что он в безопасности, и поэтому, когда он оказался в бассейне, это стало большим сюрпризом.

Удивление – это эмоция, когда предположение нашего мозга о том, как будет развиваться событие, не соответствует восприятию того, что происходит в действительности.

Доктор Дэвид Иглмен очень хорошо объясняет этот процесс в своей книге Тайная жизни мозга.

Мы удивляемся часто, и когда что-то нас неожиданно коснулось, и когда вечеринка, которую мы так долго ждали, оказалась неожиданно хороша. Поэтому, когда мое ожидание того, что мой сын не упадет в бассейн, было нарушено моим Восприятием того, как он уже находится там, у меня была сгенерирована эмоция удивления.

Страх

Когда восприятие сообщило моему мозгу, что мой сын, который занимает большое значение на {карте меня} моего мозга, погрузился в воду, была сгенерирована эмоция страха. Мое ОП по этому элементу предполагает, что он всегда должен быть в целости и сохранности.

Но мой мозг знает, что люди умеют дышать в воде, и мое восприятие не соответствовало моему ОП о его безопасности.

Это то, что сгенерировало страх.

Беспокойство

В следующие доли секунды мысли о том, что мне надо прыгать в бассейн, пересеклись с воспоминанием о том, что в кармане лежит мой мобильный телефон.

Нам не нужна машина ф-МРТ доктора Джима Коана, о которой я писал в статье про то, как узнать себя, чтобы узнать, что наши смартфоны занимают не хилое значение на {карте нас} нашего мозга. Вспомните свои ощущения, когда вы выходите из дома и понимаете, что забыли свой теперь уже телефон-компьютер.

И понятно, что ОП нашего мозга предполагает его постоянную защиту от вреда. Но эта эмоция не оказала влияния на мое поведение, потому что потеря смартфона для мозга виделась не такой уж и большой, по сравнению с моим сыном.

Но все-таки не сильный страх, который мы иногда называем беспокойством, о моем телефоне и 500$, которые потребуются, чтобы его заменить, был моим мозгом сгенерирован.

Грусть

Когда я вошел в воду и почувствовал, что вода пропитывает карман, где у меня был телефон, мое беспокойство перешло в грусть по поводу его потери.

Я знал, что телефон наверняка был мертв, и я ничего не мог с этим поделать. Тут все понятно. Есть потеря – будет грусть. О грусти я писал тут.

Смущение

В тот момент, когда я вытаскивал Рафаэля из воды, в мой мозг пришло другое Восприятие.

Это восприятие самого себя.

Теперь я был папой в бассейне, который позволил своему двухлетнему сыну упасть в него. Этот тот тип отца, который не смотрит за своими детьми.

Это мысли о том, как другие могли бы видеть меня в этот момент, что, конечно, поставило под сомнение мой ОП относительно моей роли {отца}.

Я отец, и эта идея есть на {карте меня} моего мозга, к которой затем присоединяется еще куча разных идей о том, что нужно делать, чтобы быть хорошим отцом, и все они должны быть защищены. Я не хочу, чтобы меня считали плохим отцом, и я не хочу быть плохим отцом.

Это то, что вызвало у меня эмоцию легкой вины или смущения.

Беспокойство

Но потом наступил момент общения с моим сыном. Я хотел убедиться, что он был в порядке как физически, так и психологически, и я также хотел, чтобы этот опыт не травмировал его в будущем.

Таким образом, мое ОП, состоящее в том, что сын должен быть в целости и сохранности физически и психологически, не получило должного восприятия, и это вызвало слабую эмоцию страха или беспокойства о его будущем физическом и психологическом благополучии.

Именно это побудило меня задать вопрос, заставив его говорить, чтобы я мог определить, вдохнул ли он воду, и именно поэтому я сформулировал вопрос игривым тоном.

Даже если он физически в порядке, кто знает, что происходило в голове моего сына в этот момент? Я, конечно, знал, что его лимбическая система будет действовать и вызывать удивление и страх. И я не хотел, чтобы он нервничал из-за того, что папа злится, потому что он нарушил правило, согласно которому нельзя находиться достаточно близко к воде, чтобы упасть.

Я, конечно, не хотел, чтобы он записал в свою память это событие как негативное, которое впоследствии может привести к страху воды.

Радость

После того, как он ответил ясным голосом, в мое восприятие вошло понимание, что с моим сыном все в порядке, и его улыбка сказала мне, что он видит этот инцидент очень забавным.

Эти восприятия в моем сознании соответствовали моему ОП, по поводу как его физического, так психологического состояния, поэтому когда мозг получил восприятие,которое сбалансировало ОП, он начал генерировать эмоцию радости.

Счастье

Наконец, радость быть с моим сыном, где бы мы ни были, возникла и затопила мое существо. Радость – это такая эмоция, которая формирует состояние счастья. Радость – это кирпичики, из которых строится дом счастья.

Мы можем испытывать радость от соприкосновения с природой, от прослушивания музыки, от поглощения вкусной еды или от общения со старыми друзьями или семьей, людьми, которых мы давно не видели.

Поэтому, когда я воссоединился со своим сыном, я почувствовал состояние счастья.

Мне было все равно, что мы стояли в бассейне вместе в мокрой одежде, и что я потерял свой телефон. Меня даже не волновало мнение окружающих о моем отцовстве.

С моим сыном было все в порядке, и мы веселились вместе, поэтому удивление, беспокойство, смущение, снова беспокойство и все, что я, еще возможно, забыл, были завершены эмоцией радости и состоянием счастья.

Эта простая история несет в себе два важных урока.

Первый урок состоит в том, что, хотя у нас есть куча вещей, которые оказываются на {карте нас} нашего мозга, мы не привязываемся к ним всем одинаково. Например, очевидно, что я больше привязан к своему сыну, чем к телефону.

Это означает, что, когда я сталкиваюсь с несколькими вариантами поведения, которые по-разному отразятся на состоянии этих элементов с {карты меня} моего мозга, мозг сравнит значения этих элементов и заставит меня действовать так, чтобы сохранить элемент с большим значением.

Именно поэтому я принял решение не откладывать прыжок в бассейн на пару секунд, чтобы сохранить свой телефон. Потому что элемент {я – мой сын} с {карты меня} занимал большее значение, чем {Я – телефон}.

Элемент с большим значением всегда выигрывает.

Если вы более привязаны к одному политическому кандидату, чем к другому, вы так и голосуете. Если вы больше привязаны к одному ресторану, чем к другому, то там вы и едите. Если вы привязаны к одной спортивной команде, а не к другой, то за ту команду, к которой вы привязаны, вы будете внутри болеть и сражаться, когда они будут играть с кем-то другим.

Это происходит всегда, вплоть до того, что если у вас горизонтальный держатель для туалетной бумаги, и вы более привязаны к положению, в котором свободный конец туалетной бумаги должен находиться над рулоном, где его легко схватить, то именно так вы и установите новый рулон, когда закончится старый.

Этот выбор наиболее важных предметов имеет научное объяснение. Он основан на том, что называется биологической ценностью, о которой профессор нейробиологии и исследователь сознания доктор Антонио Дамасио говорил в своей книгеКонструирование сознания.

Когда дело доходит до принятия решений, все, что для нас значит больше, будет всегда защищаться, как, например, в ситуации, когда мы достигаем развилки на дороге, которая требует от нас выбрать один или другой путь.

И это работает у всех одинаково, потому что это простое сравнение нашей нервной системы.

И это не обязательно касается жизненно важных или смертельных ситуаций для наших предметов. Это работает в самых обыденных ситуациях нашей жизни. Фактически каждое принимаемое нами решение именно так и воспринимается нашим мозгом.

Если мы пойдем покупать что-то новое то, вещь, которую мы выберем, будет лучше всего соответствовать нашему ОП.

Покупаете новую машину? Меньший расход бензина, более длительная гарантия и бесплатная замена или удивительное ускорение двигателя V8 в этом модном спортивном автомобиле занимает большее значение на вашей {карте себя}?И посмотрите, этот V8 даже вашего любимого цвета!

Для вас более ценен телевизор с плоским экраном максимального размера и комплектации, или вы цените более дешевую модель, которая будет работать точно так же, и еще останется достаточно денег, чтобы купить сони плэйстейшн?

Хм, немедленно ли я прыгну вводу и спасу своего сына, или несколько дополнительных секунд риска стоят экономии 500$, если я вытащу свой телефон из кармана? Уверен, что есть люди, которые люди сначала рискнули бы вытащить телефон из кармана, и это совершенно нормально.

Второй урок истории Рафаель падает в бассейн, конечно же, состоит в том, что наши простые Уравнения Эмоций накладываются друг на друга, чтобы создавать все наши сложные эмоции по мере того, как наше восприятие воспринимает различные аспекты любой ситуации, в которой мы находимся.

Таким образом, одно Уравнение Эмоций заполнилось многочисленными переменными, которые затем создали довольно сложную эмоциональную реакцию.

Возьмите любую сложную эмоцию, которую вы когда-либо испытывали, вы увидите, что в ее основе будет лежать куча простых индивидуальных Уравнений Эмоций, которые все обрабатывались в вашем подсознании по порядку. И если в конце я бы услышал вопрос:Майкл, а на кой хрен мне все это нужно?, то я бы ответил так:

–Понимание того, как возникают наши эмоции, дает дополнительные возможности и облегчает нам жизнь, потому что это позволяет нам лучше понимать не только свои эмоции, но и то, что происходит в мозгах у других людей.

Вот такая сегодня простая статья о непростых вещах. О наших сложных эмоциях.

Сгенерируйте мне, пожалуйста, восприятие по этому элементу. Отпишитесь в комментариях, поняли ли вы, что наши сложные эмоции эта сумма простых или нет?

В следующий раз рассмотрим стресс и потихоньку будем закругляться. Мы перейдем к самому понятию счастья и практическим советам.

С вами был доктор Майкл Свобода.

Живите ярко, друзья!

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем