Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
791 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как я потерял свой бизнес и стал папарацци

Нижегородец Денис Макаренко построил бизнес по прокату видео-кассет, но интернет его убил. Тогда Денис нашел другой способ заработать на кино: он стал фотографировать звезд.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Бизнес начался с любви к Софи Марсо

Я любил кино с младых ногтей: прогуливая уроки, ходил в кинотеатры, собирал открытки, выписывал журналы о кино. Мне всегда хотелось, чтобы моя работа была связана с кино. Я с самого начала смотрел не отечественные фильмы, а преимущественно западные. Позже начал покупать журналы, мне нравились в них постеры с красивыми, гламурными актерами.

Начался мой затяжной профессиональный романс киноиндустрией в 1991 году. Мне было тогда 23 года. Я учился на последнем курсе исторического факультета и устроился на работу методистом в Нижегородский киноцентр Рекорд.

В 1985 году я взял первый автограф у Маргариты Тереховой, и эта открытка положила начало моей коллекции. Сначала я, конечно, собирал автографы отечественных актеров, а в 1993 году впервые поехал на длившийся 12 дней Московский кинофестиваль. И там уже впервые взял автографы у зарубежных актеров. С того самого года я начал ездить на кинофестивали. В 1999 году я уже впервые поехал в Канны, в 2003 – в Довилль, в 2005 году открыл Берлинский кинофестиваль, в 2006 – Римский, в 2007 – Венецианский.

Денис Макаренко и его кумир Софи Марсо

Создал ЧП, нашел золотое дно

Один мой знакомый, с которым мы ходили в кино и одновременно очень любили Софи Марсо, предложил мне работу. Он привел меня в фирму, которая по ночам писала аудиокассеты (видеокассеты тогда только еще начинали писать). И я днями работал в киноцентре, а по ночам записывал кассеты. С каждой записанной кассеты мне шла приличная сумма.

Потом мы с другом решили попробовать создать свой бизнес – тогда еще ЧП. Мы сняли помещение в продуктовом магазине Гастроном на железнодорожном вокзале. Мы закупали продукцию оптом, и сами ничего не писали. Тогда рынок только зарождался, мы попали в самое удачное время. Потом стали развиваться: сняли киоск в центре города и открыли еще одну точку не в центре. Обеспечили эти точки аудио и видеокассетами и контролировали их работу. Также мы были одними из первых, кто открыл прокат кассет.

Но мне всегда хотелось заниматься прокатом именно арт-хаусного и классического кино. И таким образом наши дороги с моим знакомым разошлись. Вскоре он трагически погиб – времена тогда были смутные, погибали многие открывшие свое дело молодые, неопытные предприниматели. Но меня это не испугало. В 2000 году мы с новым партнером – девушкой – приобрели подходящий объект у ее знакомой без посредников. В сентябре 2001 года, на день города, мы распахнули двери своего проката.

У меня собирался весь интеллект города – очень известные люди с телевидения, радио, большие чиновники, журналисты, артисты. Рекламы никакой не было. 2003 по 2008 годы – это были золотые времена.

Интернет разорил мой бизнес

С сентября 2008 года, с началом кризиса, и начались все наши перипетии. Но сначала я не понял всей серьезности ситуации: спад начался в апреле 2009 года, причем, капитальный. Он был связан с появлением высокоскоростного интернета. Выручка падала на глазах.

В итоге в 2018 году я сдал помещение в аренду под пивной ресторанчик, а сам полностью погрузился в фотографию. Ранее фотографии были моей второй возможностью заработка. Ими были заклеены витрина и стены магазина, иногда их удавалось продавать СМИ.

В моей коллекции есть фотографии всех звезд: Катрин Денев, Адриано Челентано, Анджелина Джоли, Бред Питт, Ален Делон… Сейчас я каждый год посещаю Берлинский, Каннский, Венецианский кинофестивали.

Экономика папарацци

Так как я работаю сам на себя, то и профессиональные траты полностью лежат на мне. Профессиональная камера, например, стоит от 200 тысяч до миллиона рублей. Моя камера в среднем ценовом диапазоне.

Расходов вообще много! Например, билеты до Канн туда и обратно стоят примерно 25-30 тысяч рублей. Раньше, бывало, я снимал апартаменты на весь период мероприятия за 1500-2000 евро. Теперь такие расходы фотографы уже не тянут. Сейчас снимаем двух-трехкомнатную квартиру за те же деньги вскладчину – 2-4 фотографа.

Сезонности в нашем бизнесе нет. Бывают всплески спроса на фотографии звезд, связанные с тем, что кто-то из небожителей вышел замуж, кто-то умер, кто-то получил крутую роль, кого-то награждают премией, кто-то развелся-женился, стал отцом-матерью. Произошло знаменательное событие – как следствие, идет спрос на фотографии звезды.

Например, когда прогремел фильм Звезда родилась, в котором снималась Леди Гага и Бредли Купер, был высокий спрос на их фото. И фото этих двух звезд до сих пор востребованы, хотя фильм уже получил свои Оскары. Я их снимал на Венецианском фестивале.

Мои фотографии размещены в агентствах, фотобанках, микростоках: Lori, "Библиотека изображений" и др. Они берут от гонорара процентов 60 за свою работу – размещение, продвижение, поиск клиентов. Если ко мне обращаются напрямую, то, конечно, я получаю более высокий гонорар. Например, иногда запрашивают фото на обложку книги о звездах или для статьи.

Цена на фото зависит от ее размера и формата, а также от издания. Если фотография со спичечную коробку, то я могу получить гонорар от доллара-двух. А если большая, то до тысячи долларов. Деньги переводят на карту и через различные платежные системы. Все посредники, естественно, получают свой процент – например, переводят валюту по очень невыгодному курсу.

Продаю я свои фотографии и СМИ: Искусство кино, Теле7 и др. Книжные издательства берут фотографии, но гонорары небольшие - до 1000 рублей за фото. Обложки –до 30 тысяч рублей. Также я пишу репортажи с кинофестивалей для нижегородских СМИ. Гонорары также невысокие – 1-3 тысячи рублей.

В свободное от работы на фестивалях время делаю фотосессии – семейные, индивидуальные, свадебные. Гонорар на индивидуальную фотосессию начинается от 5 тысяч рублей, а на свадебную доходит до 30 тысяч рублей. Моя лучшая реклама – сарафанное радио, специальную рекламу я не даю. В родном городе меня знает широкий круг людей, которые передают информацию обо мне друг другу.

Кстати, звезды - халявщики. Они хотят получать фото бесплатно. Так как считают, что, если ты их снимаешь, то уже должен быть счастлив. Заработать можно, только если работаешь с группой. Например, я фотографировал артистов "Левиафана", они мне заплатили 300 евро за всех. Поиском фотографа занимаются их администраторы.

В общем, доход нестабильный: он колеблется от 50-60 тыс. руб. до 200-300 тыс. руб. Главный плюс фрилансера в том, что он свободен.

Добрый Депардье, несговорчивый Питт

Конечно,в моем деле постоянно происходят интересные истории. Одна из самых моих удачных фотографий – это Джуд Лоу. Когда звезды идут по красной дорожке, со всех сторон щелкают вспышки фотоаппаратов – и звезды оказываются в лучах света. Однажды его кто-то окликнул, а я уже стоял с выключенной вспышкой. Он повернулся, и тут же сотни фотографов направили на него фотоаппараты, и засверкали многочисленные вспышки. А я сфотографировал без вспышки, так как освещение мне создали коллеги – фотография вышла отличная: четкая, яркая как студийная. Это мое ноу хау, которому у меня учатся начинающие коллеги.

Самые доброжелательные звезды – Анджелина Джоли, Брэд Питт и Леди Гага – они готовы подойти к фанатам, дать автографы и пообщаться. Но Том Круз превзошел их всех – он приезжает заранее до мероприятия, ведет себя очень радушно – улыбается, общается с людьми. А вот кто никогда не даст автограф и не даст сделать селфи – так это Мерил Стрип. У нее всегда уважительные отговорки – в одной руке сумка, в другой цветы. Одна из самых позитивных звезд – Джулия Робертс. Она бывает в Европе редко, поэтому застать ее там – счастье для фотографа. Она была на Каннском фестивале единственный раз в 2016 году, когда представляла с Джорджем Клуни фильм Финансовый монстр. Выглядит она шикарно!

Кстати, есть интересная история еще про одного актера из фильма про друзей Оушена, про Бреда Питта. Он всегда ходит по красной дорожке в солнцезащитных очках. А итальянские папарацци самые крутые: они сделают фото кого угодно, когда угодно и где угодно. В 2007 году они сказали Питту на конференции, чтобы он снял очки, так как это он приехал к ним в гости в Венецию и должен соблюдать их правила. Он категорически отказался. Тогда все итальянские фотографы, которых было большинство, встали и покинули фотокул. Мы поплелись за ними следом. Так голливудская звезда осталась в одиночестве.

Интересные случаи происходят и просто на улицах, например, Москвы. Однажды я прогуливался и увидел крупного, упитанного человека на маленьком мопеде. Я узнал в нем Депардье и пошел за ним следом. Он въехал на мопеде внутрь отеля Метрополь и поехал в сторону лифта. Я подошел к нему и по-французски попросил сфотографировать его. Он с радостью согласился – добрый, веселый Депардье!

У меня есть идея издать книгу с автографами звезд, ведь до сих пор в мире нет каталога с собственноручно написанными автографами кинозвезд первой величины. Но нашей стране это не надо. Если это и воплощать, то с западными партнерами, и скорее на английском языке. В стране очень мало людей, которые могут позволить себе купить эту книгу, если сделать ее качественно, с крупными фотографиями, автографами и текстом.

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем