редакции Выбор
Нужно ли повышать квалификацию, если ты работаешь в IT компании?
Специалисты ИТ повышают квалификацию непрерывно, часто без отрыва от производства. В силу того, что функции сотрудников неоднородны, возникает необходимость расширения знаний в той или иной области. Повышение квалификации в ИТ выполняется с помощью различных тренингов и учебных курсов, проводимых как компаниями, так и по собственной инициативе сотрудника.
Говоря о развитии и повышении квалификации, ИТ-шники обычно вспоминают Алису в стране чудес: Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее.
И это совершенно справедливо – по крайней мере, для программистов и смежных ИТ-специализаций, где не проходит и года, чтобы не появилась новая версия среды разработки или фреймворка.
Например, популярный JavaScript-фреймворк с открытым исходным кодом – Angular – был создан в 2009 году, а в октябре 2018 года вышла уже 7 версия. Специалисты, работающие с этим вреймворком вынуждены повышать свою квалификацию с выходом каждой новой версии.
Несколько более спорными являются ИТ-профессии, которые не могут похвастаться столь высоким темпом изменения – аналитики, администраторы, тестировщики (особенно ручные) и, конечно же, менеджеры. Но и к ним тезис о необходимости постоянного саморазвития полностью применим, просто в несколько ином разрезе, имея в виду освоение нового не вширь (новая версия), а вглубь. В этих областях можно и нужно постоянно совершенствовать Soft Skills: выявление и сбор требований, обратная связь, решение конфликтных ситуаций.
Помимо сред разработки и фреймворков со временем меняются и подходы к разработке программного обеспечения, и если раньше все работали по классическому Waterfall, то теперь в каждом втором проекте внедряют или уже внедрили более гибкий подход к разработке, например, Agile. Сам консорциум также предлагает ИТ-специалистам повышать квалификацию путём прохождения авторизованных тренингов и получения профессиональных сертификатов.
На сегодняшний день мало прочитать пару книг по специальности и попасть в несколько проектов. Чтобы стать настоящим экспертом, мало делать проекты самому (мы ведь обычно не очень вольны в их выборе), нужно впитать в себя опыт многих коллег по цеху, во всем его разнообразии. Поэтому необходимо регулярно посещать профессиональные и отраслевые конференции, дискуссии и митапы. Причем не стоит ограничиваться мероприятиями проводимыми в своей стране, расширьте географию своего поиска, и вы сможете вобрать в себя максимум пользы от лидеров индустрии.
К тому же, истинные возможности для роста дает не сколько анализ достижений, сколько разбор провалов, а это – нечастый гость в книгах, ведь большинство авторов склонны героизировать себя. Скорее здесь поможет общение с живым человеком – на конференции, например (и то в кулуарах или open space, чем на докладе в большом зале).
Хотя не каждый спикер будет готов выйти к аудитории и честно рассказать о том, как он допустил ошибку. Но такие истории обычно самые ценные. Поэтому, приходя на конференцию, нужно всегда заниматься нетворкингом и общаться с коллегами по цеху, а не просто сидеть тихонько в уголке.
Ну и, конечно, же, бесценный опыт чужих проб и ошибок можно почерпнуть на тренингах, проводимых экспертами. Это часто недешево, но если найти своего тренера (по релевантности опыта, способу подачи материала и т.п.), результаты не заставят себя ждать.
Отмечу, что все сказанное касается не только профессиональных навыков (Hard Skills), но и личной эффективности, коммуникаций и прочих Soft Skills. С ними, увы, у ИТ-специалистов традиционно не очень, и могут потребоваться годы, чтобы достичь значимого прогресса в этой области – в весомой степени определяющей профессиональный успех и признание. Развитие Soft Skills – это тяжёлый труд, ежедневная работа над собой и готовность приложить дополнительные усилия.
Как часто нужно это делать?
Инвестируйте в свое развитие столько времени, сколько можете. Я считаю, что неделя прожита не зря, если за нее я получил и усвоил (обдумал, обсудил с коллегами, в идеале – попробовал на практике) порцию новых знаний. Пусть небольшую, но получил. И в этой периодичности, в этом движении вперед небольшими, но частыми шагами – залог успеха.
Совет!
Чтобы изучить новую технологию в современном мире у вас есть множество вариантов: от чтения книг и просмотра бесплатных роликов на YouTube, до посещения профессиональных конференций, тренингов и практических мастер-классов.
Многие компании практикуют горизонтальное расширение экспертизы через перемещение сотрудников между отделами и функциями: сегодня ты поработал с требованиями, а завтра с тестами. В соседнем кабинете внедряют новый фреймворк, можно выделить 25-30% своего времени по согласованию с руководителем, чтобы присоединиться на part-time к той команде и также повысить свою квалификацию.
Выбор способа получения новых знаний и навыков зависит только от силы вашего желания учиться.