редакции Выбор
Лицо вместо карточки: как выстроить систему лояльности с помощью распознавания лиц
Основная часть крупных игроков рынка использует именные или персональные карты, чтобы вновь и вновь возвращать клиента и увеличивать его LTV. "Пятёрочка", "М.Видео", "Лукойл," S7, Лента и многие другие имеют свои карты, которые работают и дают свои результаты.
Чаще всего используется один из трех типов программ лояльности.
Первый – подарочная программа лояльности. Данный тип работает по принципу: собери 100 купонов и получи скидку 50% на дорогие сковородки из Германии или Заправься на 1000 рублей и получи кофе за 1 рубль. Такая программа проста в запуске, однако не позволяет знать необходимую для анализа информацию о клиенте.
Второй – бонусная программа лояльности. Данный тип предполагает начисление баллов клиенту за покупку определенных групп товаров. У бонусов есть еще одно важное свойство – они периодически сгорают. Ограничение по времени заставляют покупателя зайти в магазин и успеть потратить бонусы. Бонусная программа позволяет получить контакты и нужную информацию о покупателе для маркетинговых рассылок, однако программа не сработает и не вернет покупателя в магазин, если бонусов нет.
Третий – дисконтная программа лояльности. Данный тип предполагает наличие у покупателя специальной карты со скидкой, которую зачастую можно увеличивать, приобретая в предыдущем месяце на определенную сумму. Такая программа уже позволяет знать о покупателе больше данных, однако, пользуются данной картой не только её владельцы, а также их друзья и знакомые. В таком случае появляется минус – большие потери розницы на скидках.
Сейчас почти каждый является участником как минимум одной из трех программ лояльности. Клиент получает подарки, бонусы в виде виртуальных денег или скидку на покупку. Однако на практике карты лояльности передаются друзьям или знакомым и, таким образом, скидку получают не только постоянные клиенты, а разовые, что сказывается на выручке компании. Также современные тенденции развития телефонной индустрии приводят к тому, что человек ходит в магазин только с телефоном и не берет с собой ни портмоне, ни скидочные/дисконтные карты.
Уже существует несколько вариантов решения данной проблемы.
- Для того чтобы опередить тренд перехода на использование телефона для всех нужд, в качестве инструмента, упрощающего жизнь клиента, можно использовать технологию распознавания лиц. В таком случае лицо человека будет являться поводом для подарка или бонусов для оплаты части заказа. Лицо клиента с его согласия заносится в базу и при следующем появлении человека на входе в магазин или на кассе, консультант/продавец сразу узнает всю историю покупок клиента, его скидку, накопленные баллы и иную информацию о клиенте, которая содержится в базе.
- Для контроля истинного владельца карты лояльности дополнительно к карте присваивается фото её владельца. После того, как карта отсканирована, автоматически распознаётся лицо клиента. При совпадении двух параметров система применяет скидку. С помощью такой связки при использовании карты лояльности продавец/кассир точно будет уверен, что скидка предоставляется именно постоянному клиенту, а не его другу или знакомому.
Используя технологию распознавания лиц можно также выяснять, сколько времени каждый постоянный клиент находится в магазине. Для этого достаточно посчитать разницу между временем распознаванием его лица на входе в магазин с временем распознаванием его на кассе.
Кроме постоянных клиентов, заранее можно узнать и нежелательных посетителей, например серийных магазинных воров.
Тестирование решений основанных на видеоаналитике сейчас идёт в "Пятёрочке", "Перекрестке" и в сети Billa.