Гелистат
Концепция Helistat заключалась в увеличении динамической подъемной силы винтовых моторов за счет статической подъемной силы воздушной оболочки плавучести. Говоря простым языком, что-то среднее между дирижаблем и коптером. Вот об таком летательном аппарате и хотелось бы немного порассуждать. Интересен именно технический симбиоз двух разных систем. С одной стороны, все понятно, гелий в раздельных камерах заполняет тарелкообразную оболочку, а моторы (10-20 шт.) располагаются по кругу.
Вроде сложного в этом ничего и нет, но нет и простого (проблемы одного прототипа). Может, именно правильная, отвечающая духу времени концепция коптера и размер имеют решающее значение? Зачем непременно гиганты с людьми на борту? Беспилотный патрульный летательный аппарат в виде заполненной гелием «тарелки» диаметром 3–10 метров (зависит от оборудования) вполне может быть удачным и востребованным проектом в своей нише. Небольшой аппарат (тем меньше, тем лучше) подходит для мониторинга пожаров, поисковых операций, наблюдения за границами, акваториями и т. п. и т. д. Преимущество его в том, что он может не часами, а неделями дрейфовать в нужных квадратах. Здесь важно учитывать силу ветров на разных высотах, а это просто бездонный кладезь необходимой энергии. Моторы гелистата могут попеременно работать и в роли обычных ветряков, вырабатывая необходимую «жизнь» для зарядки всего оборудования. Для оболочки можно использовать и пленочные солнечные батареи с небольшим весом. Возможно превратить аппарат и в подобие солнечного коллектора с нагревом воздуха (секции в оболочке могут быть наполнены и гелием, и горячим воздухом, в любых пропорциях), а это подъемная сила. Площадь самой «тарелки» уже является готовым парусом, поднимай ее вертикально во время полета по ветру и используй как парусник. Моторы подруливают и удерживают нужное положение и курс. Проблемы тарелочной формы известны: схлопывние при посадке по закону Бернулли, переворачиваемость в полете при термиках или догоняющих ветровых порывах, закручивание корпуса относительно центра тяжести при движении по курсу. Для небольших БПЛА, «болтанка» не столь и критичная проблема, а существующие модели коптеров успешно с ней справляются.
Используя различные достижения и наработки в комплексе, получаем достаточно интересное решение, отвечающее современной реальности.
Стоимость гелиевой оболочки с соответствующим оборудованием делает проект в несколько раз дороже, чем обычные БПЛА, но преимущества такого решения отбивают все затраты. Да, стабилизация по ветру, устойчивая связь, возможность работы моторов в разных режимах, программное обеспечение — всё это можно реализовать в наши дни. В дальнейшем, возможно и наращивать грузоподъемность на отработанной модели, создавая под нее транспортную компанию, строя сеть с логистическими хабами на перспективных направлениях. Где «truck of heaven» (с англ. «небесный грузовик») берут контейнеры на 3-300т (зависит от модели), получают обратно такой же по весу или часть отгруженного. Вполне понятный и востребованный принцип работы. Здоровый скепсис всегда должен быть, но и запускать «диванное отрицание» не стоит.
Инженерная мысль и прогресс существуют, как бы и кто бы их от себя ни отбрасывал.