редакции
Как на деньги американского рынка развивать русское искусство?
Бизнес, построенный на современном искусстве – не самое популярное направление. Несмотря на то, что эксперты оценивают годовой объем российского арт–рынка в €20,3 млн, по сравнению с западным он только развивается и очень слаб. Катализатором бизнес–процессов могут служить американские инвестиции, считает создатель галереи современного искусства DORDOR Gallery Илья Федоров.
Российское искусство само по себе вызывает большой интерес на Западе и на аукционах там имеет высокие показатели. На Западе оно продается куда активнее, чем на родине. Это связано с тем, что российский потребитель не имеет культуры покупки искусства в целом. Понимание необходимости искусства, его важности приходит только сейчас.
Интересно, что до революции Россия занимала свое стабильное место на рынке искусства. Государство инвестировало в культуру и в отдельно взятых художников, российские частные коллекционеры и меценаты с частными коллекциями были знамениты на весь мир. К сожалению, коллективизация и упор на тяжелую промышленность молодого большевистского государства не оставили шанса культуре и люди, пытавшиеся хоть как–то выразить свою индивидуальность, сказать свое отдельное слово, воспринимались системой, как вредоносные элементы, не идущие общим великим путем. Впрочем, именно это, в совокупности с закрытостью СССР в послевоенные годы, спровоцировало первую волну интереса к советскому искусству на Западе.
На Западе сейчас очень большой интерес ко всему российскому, они с большим энтузиазмом изучают наш культурный пласт. Долгое время новая волна российского искусства была недооценена, но ситуация изменилась, что делает выход на иностранный рынок весьма благоприятным.
Не только для богачей
Стереотип о том, что на искусстве нельзя заработать, по-прежнему бытует в российской среде. Считается, что вложения в арт-сфере дорогие и предназначены для очень узкого, элитарного круга. На самом деле это не так. Если несколько принципиальных различий между российским и западным рынком.
- По данным статистики у 77% американцев в доме есть картина, статуэтка, гобелен или иное произведение искусства. Половина жителей страны минимум дважды в год посещает музеи или выставки.
- Для среднестатистического американца покупка произведения искусства молодого современного художника является не только вложениями, но и возможностью приобщиться, стать частью культуры.
- В целом американский средний класс отличает неравнодушие к арт–миру. Людям не безразлично происходящие с миром, миром искусства в частности. Это качество можно назвать одним из ключевых мотиваторов, побуждающих людей совершить покупку.
Выход на Запад: как сделать это с пользой?
Учитывая сложившуюся ситуацию, в наши дни, на мой взгляд, логичнее воспользоваться уже сформированными рынками и тем самым спровоцировать российский.
Есть несколько моделей грамотного сотрудничества с зарубежным рынком. Вот некоторые из них.
- Западный рынок охотно инвестирует в стартапы, но предпочитает замыкать их на своей внутренней экономике. Таким образом логично регистрировать компанию в другой стране. Это не отменяет возможности работать по всему миру: вы можете найти инвестора, зарегистрировать онлайн–галерею в Америке, но продавать картины в любой другой стране.
- Инвестиции не ограничивают географию художника и арт-бизнеса. Даже если арт–дилер обеспечивает стабильные продажи на Западе для отдельно взятого художника, он при этом все равно останется российским художником. Ощущение финансовой безопасности даст ему возможность полноценно заниматься искусством, исследовать и создавать. Именно наличие полно занятых профессионалов в художественной среде делает механизм полноценно работающим.
- Наличие у художника инвестора, арт-дилера, плана развития и систематизированной финансовой модели служит мотивацией не только для художника, но и для коллекционеров, для потенциального входа на рынок. Благодаря соблюдениям правил игры, условия становятся благоприятными для всех участников.
- Успех российского искусства (прежде всего современных представителей на Западе) влияет на имидж отрасли в России. Постепенно становится очевидно, что раз в художественный спектр инвестирует иностранный бизнес, то как минимум стоит обратить внимание.
А что у нас?
Еще несколько лет назад мы могли сказать, что большинство людей в России остаются безучастными к глобальным темам, отдавая предпочтение своим бытовым проблемам. Теперь можно признать, что ситуация все же меняется в лучшую сторону.
К примеру, статистика аукционов Dordor Gallery показывает, что заинтересованность в приобретении предметов современного искусства растет, в торгах участвуют новые коллекционеры.
По итогам 4 аукционов, которые провела наша компания, мы можем сделать некоторые выводы. Первый аукцион показал около 50 % продаж, на последующих же удалось не только повысить цены на произведения молодых художников, но и увеличить процент продаж. Также были введены дополнительные возможности для коллекционеров, это участие в торгах по телефону и он–лайн. На третьем аукционе Dordor Gallery было продано больше 90% , это было достигнуто в том числе за счет привлечение иностранных покупателей. Их участие спровоцировало дополнительный интерес у местного потребителя. Благодаря их участию выросла и стартовая цена на произведение, если в первый аукцион она начиналась от 1 тысячи рублей, то, к четвертому стал возможен рост до 5 тысяч рублей.
Интересно, что среди российских покупателей встречаются не обязательно состоятельные люди, часто бывает, когда не зарегистрированные участники, просто зрители не могут удержаться, наблюдая за происходящем в зале и начинают торговаться, понимая, что лот им слишком сильно нравится.
Люди со среднем достатком зачастую участвуют в торгах, покупая исключительно для своей частной коллекции. Такие покупатели чаще всего приходят за одной, конкретной работой. Если крупные игроки воспринимают это как инвестиции, то покупатели поскромнее точно осознают, что хотят в свою коллекцию и именно они и их неподдельный интерес – самое важное явление сейчас на рынке. Если каждый человек будет осознавать как важна культура для здорового общества, мир изменится к лучшему.
Людям хочется иметь у себя уникальные арт объекты, хочется помогать молодым художникам и развивать российскую культуру в целом. Бизнесу же первостепенно важно работать с новым искусством, поэтому одна из основных позиций Dordor Gallery – поддерживать молодых художников. Рынку всегда необходимо, что-то свежее, а искусство – всегда исследование и выявление новых форм.