Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
1 316 6 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Из Москвы в Тарусу: как редактор Spark за один день проехал на велосипеде 170 км и разочаровался в двух приложениях

Рассказываю про свое первое велопутешествие, в которое отправился без опыта и наделал кучу ошибок.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Всем привет! Меня зовут Филипп, я редактор Spark. Это не редакционный текст, а небольшой рассказ о том, как я решил под конец странного лета 2020 года получить немного ярких эмоций и отправился на велосипеде в однодневное путешествие из Москвы в город Тарусу в Калужской области.

Начну издалека. До коронавирусной эпидемии мы с друзьями планировали устроить большой велотур по Франции — проехать по велодорожке via Rhone несколько сот километров от истока Роны до Средиземного моря. Сделать это планировалось в сентябре, когда в тех местах начинает спадать летняя жара. Если весной и в начале лета мы еще надеялись, что прежняя жизнь скоро восстановится, то к июлю стало более-менее ясно, что в сентябре реализовать планы не выйдет. Путешествие отложили до лучших времен, но не отменили.

Поскольку опыта дальних поездок на велосипедах у меня не было, я решил пока потренироваться в России, чтобы оценить свои силы и понять, какое в будущем понадобится снаряжение. В начале августа меня пригласили на день рождения в подмосковное Кратово. Я достаточно легко за три с лишним часа проехал 60 км до туда на велосипеде и понял, что тренировочное расстояние можно увеличивать. Следующим маршрутом выбрал дорогу до дачи подруги в Тарусе — на машине это около 140 км.

Как я готовился к поездке

Стоит сказать, что специального велосипеда для дальних поездок у меня нет и никогда не было. Есть старый горный велосипед Merida Sub 3 со скоростями и городской Fuji Declaration с одной скоростью. Ехать решил на первом, рассудив, что на дальних расстояниях он будет удобнее. К тому же на узких колесах Fuji не проедешь по пересеченной местности.

В магазине Decathlon купил себе шлем, задний и передний фонари, маленький насос, запасную камеру и несколько инструментов. Особое внимание уделил еде: в бутылку налил куриный бульон, сделал несколько больших бутербродов, взял пару яблок, огурцов и несколько протеиновых батончиков. И, конечно, воды. Забегая вперед, скажу, что съел примерно половину запасов, а воду докупал неоднократно. Еще взял с собой крем с защитой от солнца.

Как я планировал маршрут

Мне жутко не хотелось ехать по большому шоссе, так что с помощью приложения maps.me я попробовал составить маршрут, который хотя бы частично проходит по зеленым зонам Москвы и небольшим подмосковным дорогам. Первым этапом было проехать из центра Москвы на юг до МКАДа и пересечь его. Мое внимание на карте привлек массив Битцевского парка и одноименного леса, который идет до кольцевой дороги и за ней переходит в Бутовский лес. Казалось, что первую часть маршрута получится превратить в приятную велопрогулку.

Скриншот карты: Битцевский и Бутовский лесопарки (слева) и переезд через МКАД

После Бутовского леса я хотел небольшими дорогами выехать к усадьбе Дубровицы: там есть церковь причудливой архитектуры, а рядом протекает Протва, на берегу которой я хотел пообедать. Оттуда путь пролегал через Подольск и дальше по старому Симферопольскому шоссе до Чехова. по моим расчетам, это было бы уже больше 90 км пути, так что в Чехове я хотел провести переоценку своих сил и решить, пересаживаться мне на электричку или продолжать крутить педали.

Как все пошло не так с самого начала

Я выехал в 8:30 в субботу и поехал по пустынной набережной. Сразу стало понятно, что я перегрузил рюкзак: помимо еды и необходимых инструментов, там был ноутбук, который мне был нужен для работы в Тарусе, а также одежда для разных погодных условий, портативная батарейка для телефона и другие мелочи. Из-за рюкзака и неправильной посадки быстро стали болеть плечи. К тому же утро было солнечным, и в шлеме было достаточно жарко. У шлема нет козырька, а солнце большую часть пути светило в мокрое от пота лицо.

Несмотря на это, я достаточно быстро доехал по Профсоюзной улице до метро Калужская и свернул в сторону Битцевского парка. Стоит ли говорить, приятной велопрогулки по зеленой зоне не вышло. Несомненным плюсом была разве что тень от деревьев.

Когда ты едешь по знакомым улицам, сверяться с картой не надо, а в лабиринте парковых тропинок приходилось постоянно останавливаться, чтобы достать телефон. Моим огромным упущением было, что я не стал тратиться на специальную подставку для телефона, которая крепится на руль. К тому же в парке пересеченный рельеф. С горем пополам я доехал до горнолыжного комплекса «Севастопольский проспект» и вернулся на асфальт. Проблема солнца в лицо вернулась, так что в первом же ТЦ по дороге я купил себе кепку с большим козырьком, а шлем снял и прицепил сзади на рюкзак. Еще через некоторое время начало натирать руки — остановился возле хозяйственного магазина, чтобы купить рабочие перчатки.

Тропинки, которых нет

Следующее испытание ждало после переезда МКАД по проезду Карамзина. Дело в том, что дорога там упирается в какой-то режимный объект, на территорию которого нельзя заехать без спецпропуска. В приложении Maps.me территория отмечена красной штриховкой (см. скриншот выше), но там же отмечена тропинка вдоль МКАДа, по которой можно обойти закрытую территорию и ехать дальше через Бутовский лес. Конечно, никакой тропинки там не оказалось, пришлось в обход тащить велосипед на себе. Спасибо, что заросли борщевика кто-то недавно вырубил.

Как показал дальнейший путь, это один из серьезных недостатков приложения Maps.me: некоторых отмеченных там тропинок уже не существуют. Например маршрут мой пролегал по тропинке через поле, которое много лет не обрабатывали, а тут вдруг решили вспахать — вместе с тропинкой. Я выбрал это приложение потому, что оно работает без интернета: ты загружаешь карты, а потом пользуешься ими для составления пеших, велосипедных, автомобильных и других маршрутов в местах без связи. В пеших прогулках это бывает незаменимо, а вот для велопоездки оказалось не идеальным вариантом.

Помимо Maps.me, я установил себе приложение Strava, которое бывалые велосипедисты используют для планирования своих велотренировок. Я слышал о нем много хорошего, но сам, честно говоря, остался не совсем доволен. Сложилось впечатление, что создатели слишком хотели сделать соцсеть по интересам, и за счет этого сильно пострадала функциональность приложения как твоей аналитической службы для тренировок.

Я хотел, чтобы сервис отслеживал мои передвижения по GPS, рисовал фактический маршрут, считал расстояние и измерял скорость. Добиться этого было не так уж просто: тебе через шаг предлагают синхронизировать список контактов, предлагают рассказать, где узнал о Strava и так далее. По умолчанию в приложении расстояние измеряется милями, а скорость милями в час, а при построении маршрута нельзя изменить бег на велосипед. Удивил раздел «Снаряжение», в котором отображается картинка и предложение добавить информацию о своем снаряжении, — но никакой возможности для добавления этой информации в интерфейсе не сделали (говорят, все гораздо удобнее на сайте, но я, к несчастью, установил приложение). За все это удовольствие они хотят больше 4 тыс. рублей в год. В общем, по приезде отменил подписку и удалил приложение.

Вон из Москвы

Когда я наконец выбрался на нормальную тропинку, все пошло намного лучше. Бутовский лесопарк приятно удивил: людей мало, троп и лужаек много. Проехав через лес, на опушке неподалеку от станции Бульвар Адмирала Ушакова перекусил и отправился дальше. В этом районе я никогда не бывал, так что опять приходилось постоянно сверяться с картой, но делал я это все реже: в итоге случайно заехал в какой-то закрытый поселок, из которого не выбраться без магнитного ключа от ворот. Пришлось ждать, пока откроет кто-то из местных.

После полудня удалось выбраться из зоны городской застройки. Наконец-то появились приятные пейзажи с лошадьми и овцами на полях (на фоне островков многоэтажек вдали). Нервы немного успокоились, мышцы адаптировались к новым нагрузкам.

Овцы в поле на фоне многоэтажек (слева) и церковь в Дубровицах

Ближе к двум часам дня я через Поселок фабрики им. 1 Мая добрался до обеденной точки — усадьбы Дубровицы. К этому времени из-за пропущенных поворотов и объездов намотал около 15 лишних км. Восстанавливал силы на берегу Протвы, который отдыхающие превратили в сплошную свалку. На обед выпил куриный я бульон, так что уже через 20 минут снова крутил педали.

Подольск — Чехов

После петляния по тропам и небольшим дорогам ближнего Подмосковья, в Подольске я наконец решился выехать на старое Симферопольское шоссе. Меня так достало постоянно останавливаться, чтобы свериться с картой, что я уже мечтал просто ехать вперед. К тому же старое шоссе проходит через множество населенных пунктов, где вдоль дороги есть тротуары, по которым можно ехать, если чувствуешь себя неуверенно на проезжей части.

От Подольска до Чехова мне надо было проехать примерно 30 км. Учитывая злоключения начала маршрута, цифра немного пугала. Успокаивала мысль о том, что я в случае необходимости могу съехать с трассы и сесть на электричку.

Оценивать расстояние получалось плохо. Когда по ощущениям казалось, что «сделал десятку», оказывалось, что проехал на самом деле только шесть километров. Потихоньку начали давать о себе знать колени: нажимать на педали становилось больно. Пришлось выбирать передачу, на которой для движения надо прилагать ровно столько усилий, чтобы не было больно. К тому же пропала чувствительность в безымянном пальце и мизинце на руках: их стало покалывать, как будто я их отсидел. Потом я узнал, что это зажат локтевой нерв — видимо, из-за неправильного положения рук на руле (на второй день после поездки так и не прошло). Примерно за 15 км до Чехова организм стал требовать сладкого — быстрых углеводов, чтобы вырабатывать энергию. Купил в магазине сладкую водичку и запивал ей протеиновые батончики: прости меня, желудок.

Вывеска магазина в Чехове

Отрезать пути к отступлению

В Чехове поехал прямиком в Макдональдс за кофе и мороженым. Пока ел, стал разглядывать карту. Сервис Maps.me строил мне маршрут, который уходил в сторону от железной дороги, так что надо было решать: либо ехать до Серпухова вдоль железной дороги и оставить запасной вариант проехать часть пути на электричке, либо отрезать себе пути отступления и чесать следующие 65 км на велосипеде.

После небольшой передышки решился ехать по маршруту Maps.me и свернул на дорогу через Пешково и Дубну. Почти сразу на меня кинулась бродячая собака, но я успел от нее укатить. После Дубны свернул на Горелово, потом на Сохинки. А в Капустино асфальт внезапно превратился в бетонку, а потом дорога и вовсе пропала.

Оказалось, что я недостаточно внимательно рассмотрел предложенный maps.me маршрут. Сервис считает, что на велосипеде можно проехать там же, где можно пройти пешком, а одна из отмеченных троп, как я писал выше, оказалось распаханной вместе с полем. Пришлось надеть длинную кофту, штаны поверх шорт, и пробираться через дебри вдоль поля, надеясь на то, что тропинка где-нибудь снова появится. К счастью, она действительно появилась, но проходила через болотистую низину. Кое-как дошел до деревни Вихрово, переоделся обратно в шорты и продолжил путь.

После этого маршрут пролегал через поселок Оболенск, где расположен научный центр микробиологии, и по небольшому пустынному шоссе среди лесов. На дороге видел убитую лису, ужа и гадюку. После Оболенска мне оставалось ехать чуть больше 30 км, а это два часа пути. Казалось, что есть шанс добраться в пункт назначения до полной темноты.

Сумеречный брод и дорога смерти

Но так казалось, пока я в очередной раз не пригляделся к карте. Оказалось, что maps.me опять проложил мне «пешеходный» маршрут, причем реку Протву он предлагал пересечь вброд.

В сумерках такой вариант меня совершенно не устраивал, так что я перестроил маршрут для автомобиля и опять поехал в объезд по шоссе, намотав еще много лишних километров. К этому времени от утомления у меня начал ныть висок, а аптечку я, конечно же, по дурости не взял.

Когда стало совсем темно и страшно, мне оставалось ехать еще около 20 км по дороге 29к-027 (связывает Серпухов и Калугу через Тарусу и Ферзиково). Это был финальный отрезок. Большая часть дороги никак не освещается, так что я включил фонарики. До этого я берег заряд: заднему полного заряда хватает на 4 часа, а переднему — всего на два.

Если бы не фонарики, я, возможно, не доехал бы. Обочина на этой дороге очень узкая, а в темноте в субботу вечером там с бешеной скоростью носятся фуры и лихачи с громкой музыкой. В случае чего шлем вряд ли спасет, но я затянул ремни потуже и собрал остатки сил. Когда видел сзади свет фар, сразу съезжал в на обочину в песок или траву, чтобы пропустить. В горки поднимался уже только пешком, ноги отказывались крутить педали. После деревни Кузьмищево дорога на Тарусу уходит влево и идет с горки: наконец-то можно было насладиться встречным ветром и просто катиться, радуясь тому, что пережил это приключение. В 21:55 я был в центре Тарусы, изможденный и счастливый.

Итоговый километраж составил около 170 км: их я получил, переведя из милей, в которых расстояние считал сервис Strava. Это вполне правдоподобный результат, хотя в какой-то момент я приостановил «тренировку» в приложении и проехал около 15 км, забыв ее возобновить. Насколько я понимаю, сервис просто связал крайние точки и посчитал кратчайшее расстояние между ними, прибавив к итоговому результату.

Вот и вся история. Надеюсь, мой опыт окажется кому-то полезен, и вы не повторите хотя бы часть моих ошибок! Задавайте вопросы в комментариях!

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем