Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
😼
Выбор
редакции
3 679 1 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Яндекс Аура: 2 недели взаперти. От начала теста до новых инвайтов

Наблюдения за новой соцсетью изнутри от медиа-портала ProTraffic.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Яндекс любит эксперименты. Некоторые удачны (Дзен, Деньги, Такси), другие не очень (недавний провал Яндекс.Телефона). Десятки сервисов, из которых выстрелили единицы. Но запуск бета-теста сервиса Яндекс.Аура удивил и пользователей, и разработчиков. Теперь, когда хайп спал, а в Ауру открыты частичные инвайты — давайте трезво разберем соцсеть от Яндекса, почему она всех так привлекла и что с ней произошло за 2 недели закрытого бета-теста.

Для тех, кто не в курсе: всплеск Ауры

Раннее тестирование Ауры началось осенью 2018, первые тестеры — сами разработчики, их коллеги по Яндексу и др. 15-16 марта начался открытый бета-тест — у некоторых пользователей под поисковиком появилась иконка Ауры. После регистрации они могли приглашать до 5 человек в сутки. Но вдруг начались непредвиденные проблемы...

Специальный чат в Телеграм для инвайтов в Яндекс.Ауру

Неожиданно новость о соцсети от Яндекса разлетелась по Рунету. Про Ауру писали в СМИ, её обсуждали блогеры, в чатах и беседах Телеграм и ВК люди выпрашивали инвайты. Кто-то специально регистрировался в Яндекс.Почте с целью попасть на бета-тест. Инвайты в Ауру даже продавали на Авито!

Про инвайт за 15 тысяч даже писала ТАСС

Причин такого безумия по нашему мнению несколько:

  1. Первые отзывы и сарафанное радио. В СМИ Ауру оценили позитивно-нейтрально, на форумах первоначально тоже. Люди заинтересовались новым сервисом — после регистрации залипали на полдня... и звали знакомых, чтобы интереснее проводить время. Сарафан врубили на полную мощность.
  2. Игра в инвайты. Закрытый бета-тест подогрел интерес аудитории. Главным развлечением 16-17 марта была охота за инвайтами, в некоторых чатах люди спамили десятки электронных почт. Работал принцип если все хотят — чем я хуже?.
  3. Настоящая соцсеть. Люди устали от бесконечной рекламы, кликбейтных заголовков и срачей в комментариях. И вот — только что открывшаяся соцсеть, где каждый человек — настоящий. Как выражались пользователи самой Ауры: Здесь так лампово.

Закончилась эпидемия быстро — закрытием инвайтов 18 марта. Ещё пару дней интернет по инерции бурлил, появлялись обзоры и отзывы на новую соцсеть. А потом — тишина, и про Ауру забыли все, кроме ~15 000 участников ЗБТ, которые успели запрыгнуть за 3 дня. Запертые в одном сервисе-соцсети. Что же они увидели?

Что такое Яндекс.Аура?

По мнению самих разработчиков Аура — не соцсеть, а социальный сервис. Даже не отдельное приложение — вкладка на мобильном поисковике Яндекс. Его задача — находить близких по интересам людей, заводить знакомства и общаться с реальными людьми. Поэтому регистрация возможна только по настоящей фотографии, пользователи — живые люди (по утверждению Яндекса), а в соцсети существует smart matching — поиск людей с похожими интересами, которые готовы пообщаться онлайн. Более того: отсутствует платная реклама (бесплатную уже обеспечили пользователи), продвижение страницы и другие бизнес-функции. По этой же причине запрещены мат, нецензурная лексика и срачи по политическим мотивам.

Примечание пользователя: настоящая фотография — это в теории. В действительности подойдет любая, до этого незаметная в сети (за фото из мемов скорее всего забанят).

Невообразимое количество постов. А ведь в Ауре всего 15-20 тысяч пользователей

Помимо умного поиска знакомых у Ауры есть ещё пару фишек, которые делают её особенной соцсетью:

  • Главный механизм формирования ленты (в кавычках — потому что ленты нет, вы свайпайте посты один за другим) — лайки/промотки. Понравился пост — свайп вправо и давайте больше контента. Не интересует — свайп влево, и таких материалов станет меньше. Новая нейросеть Яндекса подбирает вам ленту, исходя из лайков/промоток. В результате — больше интересного, качественного контента.
Примечание пользователя: на данный момент механизм работает не всегда — неинтересный пост может появляться 2-3 раза. Зависит от количества ваших сообществ и подписок.

Механизм свайпа напоминает Тиндер. Ауру- такой гибрид Тиндер, Твиттер и Instagram. Ядерная смесь.

  • Нет как таковых групп — есть сообщества. Вы можете добавить его в настройках (например кино и фильмы), чтобы впустить в ленту больше постов на эту тему. Если в Ауре нет сообщества детские игрушки — не расстраивайтесь, можете сами его создать. Новые пользователи автоматически увидят его при поиске групп. Из-за такого механизма значимость подписок на другие аккаунты мала — лента формируется по интересам.
Примечание пользователя: несмотря на это подписываться аурщики любят — за первую неделю в соцсети появился и массфоловинг, и флешмобы акция в поддержку Ауры — поставьте лайки этому посту, если вы в восторге от вашей ленты.
  • Постинг в отдельное сообщество. Нет привычной ленты — нет и личной стены. Можно напрямую постить материал в одно или несколько сообществ, где он наиболее интересен. Удобный механизм — подписчики-технари не увидят пост с обсуждением Льва Толстого и наоборот. Но есть ограничение — в тегах нельзя поставить более 3 сообществ (в ленте подписчиков отобразится одно).

В итоге - “Яндекс” сделал сервис с заимствованиями из Instagram, Тиндер, ВК (оттуда утащили идею фонов для текстов).

Эксперимент с ~15 тысячами подопытных — что случилось за 2 недели ЗБТ?

Вначале немного статистики от разработчиков и пользователей"Ауры:

  1. Пользуются сервисом около 15000 человек. Мужчины — две трети аудитории. Средний возраст пользователей — около 30 лет;
  2. Топ-3 популярных сообществ: путешествия (9,5 тысяч), технологии (8 тысяч), яндекс (7 тысяч). Узконаправленные сообщества (история, политика, бизнес и т. д.) получают от 100 до 1000 подписчиков;
  3. В среднем у популярных людей (разработчиков Ауры или хороших блогеров) около 1000 подписчиков. Макисимум — 2600 человек, Герман, один из разработчиков сервиса.
  4. Рекорд Масфоловинг невиданных масштабов — у одного пользователя 17 тысяч (!!!) подписок. Т. е. он подписался на все действующие аккаунты (~15 тысяч) и на часть неактивных/забаненных.

Эти правила написали сами пользователи. Разработчики отметились в комментариях: Мы тоже правила пишем. Очень похоже

Первые ощущения от Ауры были... странными. Виснущие свайпы, непривычный интерфейс, постоянно мешающая иконка Алисы. С другой стороны — атмосфера искренности, откровенности, детской радости. Сотни постов с текстом Привет Аура, я Дима/Сережа/Саша/Валера. Давайте знакомиться. Обсуждение случайных тем, личных проблем, погоды за окном и лучших сортов кофе.

Лучший способ понять атмосферу Ауры — увидеть самому. Но пока прием новичков приостановлен, давайте вкратце:

  • Ламповость. Главная цитата первых дней — здесь так лампово. В Ауре атмосфера чат психологического тренинга — все позитивные, шутят и знакомятся. Минимум гонки за просмотрами, подписчиками и т. д. — ведь монетизировать контент нельзя. Часть ламповости со временем ушло, но до сих пор 90% контента Аура — позитивные посты и фото;

Неромантичная ламповость — первые попытки рекламы, вакансий и перенаправления трафика в Ауре. После закрытия инвайтов начались баны таких аккаунтов.

  • Разработчики рядом. Среди них — сотрудники Яндекса, создавшие и тестировавшие Ауру осенью. Есть предложения или отзыв — пиши в ЛС разработчикам. Сотрудники Яндекс активно ведут страницы и пишут комментарии. Нет границ между администрацией и аудиторией.
  • АнтиInstagram. Удивительно, но самый популярный формат постов — текст на цветном или белом фоне. В первые дни соотношение постов фото/просто текст было 50/50, сейчас приблизительно 80/20. Что это — неудобная редакция фото? Лень подыскивать изображение? Аудитория, которая читает длинные тексты? Пока неясно.
  • Избранные пользователи. Аудитория сервиса чувствует особенность: им удалось прорваться в Ауру, а остальным — нет. Это их соцсеть, пользователи помогают разработчикам вылавливать ошибки и улучшать сервис. После открытия инвайтов аура избранности не пропадет — первым пользователям уже выделили специальные лампочки в профиль.
  • Яндексоманы. Часть контента соцсети — о ней самой, новых фишках и перспективах. Разработчики публикуют в Ауре описание обновлений, им задают вопросы о других сервисах Яндекса. Только в Ауре десятая часть пользователей обсуждает Яндекс.Станцию и Алису.

Похожая ситуация в Википедии — первые пользователи создали негласную администрацию и проводят свою политику развития сайта.

Кому подойдет Аура?

За две недели Яндекс исправил стартовые лаги, добавил мелкие детали. Сделали многое, ещё больше обещали. Так что — Аура станет русским Instagram? Не факт — негативных отзывов и комментариев хватает и внутри сервиса, и в обзорах.

Важный вопрос — сможет ли русский Google сделать сервис круче Instagram или Tinder? ВК, Instagram, Facebook, Telegram, Twitter... Аудитория соцсетей уже сформирована годами, переманить её будет трудно. Многое зависит от самих пользователей — смогут ли они после открытия Ауры сохранить в ней ламповую атмосферу с искренностью и минимумом негатива? Поживем — увидим.

Плюсы:

  • Необычный механизм ленты — в русских соцсетях такого ещё не было;
  • Только живые люди (как минимум — на время бета-теста);
  • Постинг по сообществам, а не на стену — легче найти свою аудиторию и не засорять ленту других;
  • Дружелюбность основного комьюнити Ауры (скорее всего — на время закрытого тестирования);
  • Интересный и красивый дизайн интерфейса.

Как сами пользователи Ауры любят новый сервис...

Как сами пользователи Ауры любят свой сервис...

Минусы:

  • Отсутствие отдельного приложения — с мобильного Яндекса открывать Ауру мешает иконка Алисы и другие мелочи;
  • Обязательная Яндекс.Почта и Яндекс.Браузер на мобильном — ;
  • Непонятный механизм сообществ — не сразу разбираешься, как их добавлять и зачем они нужны;
  • Отсутствие чатов — общение либо в комментариях (неудобно проматывать), либо в ЛС.
  • Нет отображения статистики в профиле, ограничение сообщений 2200 знаками
Примечание пользователя: на старте добавились технические проблемы, медленные свайпы и т. д., но за неделю Яндекс справился с неполадками. И да — есть версия, что отсутствие своего приложение у Ауры — это способ раскрутить мобильный Яндекс.Браузер.

На компьютере открывается короткий лендинг с приглашением в Google Play и App Store — и все. Но недавно пользователи Ауры самостоятельно (!) сделали рабочую ссылку на ПК. Теперь соцсеть открывается на ноутбуках и компьютерах.

Блог в Ауре — актуально или нет?

Новая соцсеть конечно привлекла внимание блогеров и инфобизнеса. Дружелюбная аудитория, только формируются сообщества — отличное время для раскрутки блога или привлечения аудитории на сайт. Но есть подводные камни:

  • Направленность — в Ауру люди приходят общаться, а не смотреть рекламу вебинаров/товаров. Попытки компаний собирали в лучшем случае негативные комментарии, в худшем — ловили бан разработчиков;
  • Политика Яндекса. Пока в Ауры не хотят пускать таргетированную рекламу, коммерцию и т. д. В профиле даже нет отображения статистики — её предоставляют разработчики по личному обращению;

Пост Германа. Для аурийцев он — главный представитель разработчиков. Общается, шутит — и вот такие посты выкладывает. Аудитории понравилось.

  • Малая аудитория. ~15000 человек с различными интересами — слишком размытая ЦА. В Ауре любят личный контент — мысли, фотографии, обсуждения. Сообщества бизнес, копирайтинг, маркетинг не набирают даже 2000 человек.

Вывод: даже если вы в Ауре — не стоит сейчас раскручивать там бизнес. Ведите личный аккаунт и привлекайте подписчиков. Это пригодится, если Яндекс потом запустит рекламные инструменты на сервисе.

Конец ламповости?

Многие пользователям понравился невольный эксперимент Яндекса с закрытой для посторонних соцсетью. Но все хорошее когда-нибудь кончается — вечером 29 марта разработчики открыли частичные приглашения. Механизм изменили — небольшое количество инвайтов распределили между пользователями. Больше активности за 2 недели — больше инвайтов.

К чему это приведет — разрушению ламповой атмосферы? Новой волне продажи инвайтов за деньги? Или опять начнется волная хайпа в Рунете? Увидим в ближайшее время. Русский Facebook уже есть, русский Instagram дал нам Яндекс — не хватает только отечественного Твиттера!

Напоследок — ещё один пост Германа с подробностями об инвайтах. Добро пожаловать в Ауру!

Материал подготовлен автором медиа-портала ProTraffic.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем