редакции Выбор
Краткий курс предпринимательства: как открыть и закрыть свое дело
Сергей Королев, Заместитель Председателя Правления АО КБ “ФорБанк”, приводит краткий гайд для предпринимателя, где рассказывает о финансовых и юридических аспектах открытия и ведения ИП.
Банк как проводник между ИП и ФНС
Банки охотно идут навстречу начинающим предпринимателям и создают все необходимые условия для их развития. В том числе, берут на себя всю пыльную часть работы с бумагами при регистрации ИП и предоставляют консультации. Так, сегодня практически все кредитные организации в России располагают стартовыми тарифами с бесплатным открытием расчетного счета и его дальнейшим обслуживанием.
Делается это как оффлайн, так и через специальные онлайн-сервисы. При этом, клиент получает подробную инструкцию: куда обращаться и как себя вести, чтобы зарегистрировать ИП — это не только повышает количество одобренных заявлений, но и способствует совершенствованию финансовой грамотности.
ФорБанк предлагает своим клиентам оформить ИП вместе с открытием расчетного счета. В этом случае заявителю достаточно указать все сведения, необходимые для заполнения документов, после чего сервис автоматически подготавливает пакет документов в соответствии с законодательством РФ. Пользователю остается только передать готовый пакет любым удобным способом в налоговый орган (ФНС).
В этом процессе банк выступает проводником для предпринимателя в мир финансов и берет на себя часть ответственности за подготовку документов для регистрации ИП, ООО с одним или несколькими учредителями.
Решение налоговой инспекции приходит уже через 3 рабочих дня на электронный адрес заявителя. С этого момента вы — официально предприниматель и полноправный участник коммерческих правоотношений.
После регистрации ИП или ООО ФорБанк открывает в онлайн режиме клиенту расчетный счет, то есть посещения офиса не требуется. Одновременно с открытием счета клиент получает 30 дней бесплатного доступа к онлайн-бухгалтерии, включается в программу лояльности банка для бизнеса с выплатой 1,5% кэшбэка со всех бизнес затрат на личную карту. Плюс, на текущий момент у наших новых клиентов есть возможность увеличить рекламный бюджет на 50 000 рублей, согласитесь, для бизнеса, тем более на старте, это актуально.
Выбираем систему налогообложения
В России существует пять систем налогообложения, и выбор предпринимателя зависит от вида деятельности, региона и масштабов бизнеса. Так, прежде чем сравнивать условия систем, проверьте, какие вам в принципе доступны по закону.
Общая система налогообложения (ОСНО) подходит для любого вида деятельности в любой точке России. На нее также не распространяются ограничения по количеству работников и объемам годового дохода. Это самая дорогая система: вам придется платить три авансовых платежа НДФЛ в год в размере 13% с дохода (статья №224 НК РФ), ежеквартальные выплаты НДС до 20% с дохода от реализации товаров, работ и услуг в зависимости от вида деятельности (статья №164 НК РФ), а также ежегодный налог на имущество до 2% (статья №406 НК РФ).
Упрощенная система налогообложения (УСН) подходит для всех видов деятельности за исключением тех, которые приведены в п.3 статьи №346.12 НК РФ. Ее можно выбрать в любом регионе, но с условием, что количество сотрудников компании составляет не более 100 человек, а годовой доход — не более 150 млн руб. При этом остаток основных средств не должен превышать ту же отметку в 150 млн. руб. Это самая простая система налогообложения после патента.
Если ваши расходы меньше 60% доходов, платить нужно будет 1-6% с дохода в зависимости от региона (статья №346.20 НК РФ). Если же бизнес тратит более 60% от дохода, сумма налоговых выплат должна быть 5-15% с разницы между доходами и расходами в зависимости от региона (статья №346.20 НК РФ), но при этом быть не менее 1% годового дохода.
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) распространяется на виды деятельности, прописанные в статье №346.26 НК РФ, а список регионов, которым он доступен, приводится на сайте ФНС. Количество работников компании не должно превышать 100 человек, и на этом ограничения заканчиваются. Эта система подходит, когда вы знаете, сколько заработаете. При этом налог составляет 15% от вмененного дохода (статья №346.31 НК РФ), но если доходов нет — платить все равно придется.
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) распространяется на сельхозпроизводителей при выполнении ими условий, прописанных в статье №346.2 НК РФ. Он актуален для компаний из любого региона. При этом штат сотрудников не должен превышать 300 человек только в том случае, если вы занимаетесь рыбной ловлей. Доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% от всех доходов. В этом случае вы платите 6% с потенциального дохода (статья №346.50 НК РФ).
Патентная система налогообложения (ПСН) распространяется на виды деятельности, прописанные в статье №346.43 НК РФ. Ее применимость для вашего региона можно также проверить на сайте ФНС. Эта система распространяется на маленькие компании (до 15 человек) с годовым доходом, не превышающим 60 млн руб., и торговой площадью не более 50 м2. Это ваш вариант, если вы хотите попробовать свои силы в малом бизнесе. Патент покупается на срок от 1 месяца до года — оптимальный вариант для сезонных проектов. Объем налога составляет 6% с потенциального дохода (статья №346.50 НК РФ), но его отсутствие не освобождает от выплат.
Разрабатываем План В на случай бизнес-провала
Уже понятно, что даже если предприниматель ничего не зарабатывает, он все равно обязан платить взносы (в 2018 году эта сумма составляла около 32 тыс. руб.), и если компания не взлетела, справедливо будет аннулировать регистрацию ИП. К тому же, вы в любое время можете зарегистрироваться заново без риска потерять налоговые каникулы.
Конечно, ФНС может вам в этом отказать, но в этом случае вы получаете документ с причиной отказа. Как правило, это неправильно заполненное заявление. Если с документами все в порядке, выполните следующие действия:
Проведите расчет сотрудников и распустите штат. Предупредите о своих планах работников за две недели, если в трудовом договоре не указан другой срок. В это же время уведомите службу занятости (форма уведомления есть на сайте в разделе Документы для работодателя). Вам как предпринимателю также придется сдать отчетность по уволенным сотрудникам в налоговую (Расчет по страховым взносам и 6-НДФЛ), в пенсионный фонд (СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ) и в фонд социального страхования (4-ФСС).
Второй шаг — снять с учета онлайн-кассу. Для этого вы подаете заявление (лично или на сайте) в налоговую вместе с отчетом о закрытии фискального накопителя. В течение 10 рабочих дней контрольно-кассовую технику снимут с учета и сформируют карточку о снятии ККТ с регистрационного учета (электронная версия делается за несколько часов).
После этого вам нужно отдать в ИФНС заявление о закрытии ИП, квитанцию об оплате госпошлины и справку из ПФР (по желанию). Идите именно в то отделение, где вы регистрировались. Через 5 рабочих дней налоговая служба выдает уведомление о снятии с учета и лист записи ЕГРИП. В случае с подачей документов через МФЦ срок увеличивается до 11 дней.
Следующий этап — закрытие расчетного счета — самый простой и быстрый: достаточно лишь написать в чат онлайн-банка. Далее у вас есть 15 дней (с момента внесения записи о закрытии ИП в ЕГРИП) на уплату взносов. Если ИП закрывается в середине года, их сумма рассчитывается пропорционально отработанным месяцам и дням.
Финальный рывок — сдача отчетности и уплата налогов. Размер выплат и сроки подачи деклараций зависят от выбранной на старте системы налогообложения. Так, предприниматель на УСН подает декларацию не позже 25 числа месяца, следующего за месяцем закрытия ИП.