редакции Выбор
Владелец продукта: почему без него так плохо. Часть 1
Если вы тут в блоге, значит, вы, как и я, so excited от проектного управления и всего, что с ним связано.
Отчего одни проекты взлетают, а другие нет? От чего зависит успешность проекта?
На примере пары сложных проектов я расскажу о такой важной роли на проектах заказной разработки как Владелец продукта / Продакт оунер / Product Owner. Как может пострадать разработка продукта при отсутствии четкого понимания самого образа и конечного ответственного человека.
Для понимания рассмотрим вначале зоны ответственности на проекте заказной разработки, обозначим важность, затем рассмотрим два живых кейса — удачный и не очень.
Зона ответственности Владельца продукта
Наиболее важные аспекты при работе над продуктом:
- Видение (концепция) продукта / проекта
- Границы
- Целевая аудитория и пользователи продукта
- Проблемы, которые решает продукт
- Требования к продукту
- Приоритеты
- Продвижение
Работа над этими аспектами и является задачей владельца продукта (далее — ВП).
Владелец продукта знает свой продукт, понимает, куда он будет развиваться, от чего это зависит и кто может ему помочь. ПО берёт на себя решение спорных вопросов, вопросов, связанных с приоритетом выполнения задач, с контролем исполнения требований. В первую очередь, ВП добивается однозначного понимания проекта и продукта.
Рассмотрим удачный кейс.
Кейс разработки системы бэкофиса
Кейс состоял в разработке ПО для службы доставки ресторанного холдинга. Исторически доставка состояла из колл-центра с операторами, водителями-курьерами, связью с заведениями. Операторам приходилось работать в 4 различных системах и в экселевской табличке, постоянно отслеживать состояние заказа по телефону, созваниваться с водителями и с кухней. В этом процессе было множество узких мест, из-за которых доставка заказа могла сорваться.
Нами как разработчиками была спроектирована довольно большая многокомпонентная система, были описаны все пользователи, созданы прототипы и определена архитектура сервиса.
Бизнес-задачи сервиса и показатели эффективности были определены сразу же на этапе анализа требований. Постановка приоритетов шла от непосредственного владельца продукта, в роли которого выступал один из директоров заказчика.
Владелец продукта взял на себя следующие вопросы:
- Формулирование конечного результата
- Постановка бизнес-задачи
- Определение заинтересованных лиц и их влияния
- Оптимизация службы доставки
- Определение показателей эффективности
Владелец продукта разбирался в бизнесе и хотел получить экономический эффект. Для достижения цели ВП выделял достаточно времени на встречи, обсуждения, юзабилити-тестирование решений.
Благодаря такому подходу проект имел четкие границы и приоритет задач для выполнения.
После проектирования сервисов мы посчитали бюджет и сроки реализации. Стало ясно, что на разработку всей системы потребуется не менее полугода. Заказчик не готов был ждать так долго, хотел получить максимально эффективный результат в минимальные сроки. Поэтому мы определили самый основной сценарий работы и запустили в работу 4 основных интерфейса из 9.
Данное решение сработало:
- появился единый интерфейс для работы оператора (вместо четырёх),
- время обработки одного заказа сократилось на 75%,
- среднее количество заказов выросло в полтора раза,
- лимит времени на одну доставку стал постоянным,
- заказы на доставку перестали теряться на кухне,
- вырос средний чек,
- был автоматизирован мониторинг изготовления заказа,
- причины возникновения проблем стали прозрачными,
- были убраны с десяток узких и неочевидных мест в процессе.
Несмотря на то, что комплексное решение в итоге так и не было внедрено полностью, и благодаря тому, что Владелец продукта глубоко понимал проблематику проекта и ориентировался на результат, мы смогли уменьшить скоуп функционала проекта до самых приоритетных фич, максимально решив основные бизнес-задачи. И первая версия сервиса проработала без серьезных изменений несколько лет.
Удачные примеры всегда кажутся скучными. Гораздо интереснее разбирать истории провала. Именно про эпик фэйл я расскажу в следующем посте.