Куда вложить деньги в 2021 году? 15 неочевидных ошибок инвесторов, которые приведут к потере инвестиций
На связи Кристина Буланкина из Серяков | Инвестиции. Чек-лист из 15 ошибок — в конце статьи.
СПОЙЛЕР: ошибок можно избежать.
Поехали!
1. Доверять харизме предпринимателя, громкому бренду и публичности компании
Самый яркий пример инвестирования на основании этой ошибки — Footyball, скандально известная сеть футбольных школ в Москве. Благодаря харизматичности её владельца Алексея Бавыкина в убыточный бизнес удалось привлечь ≈ 1 млрд 200 млн ₽. На данный момент ≈ 800 млн ₽ из этой суммы — долг, не возвращённый инвесторам.
Не ведитесь на громкие обещания, красивую картинку и количество подписчиков в инстаграм!
Проверяйте суть бизнеса, а не только его «обложку».
2. Не привлекать к проверке компании специалиста, разбирающегося в сфере её деятельности
Представим, что вы хотите инвестировать в компанию, которая занимается выращиванием овощей и поставкой их в крупные торговые сети.
Вы заинтересованы в регулярном, стабильном, не нарушающем условия договора получении доходности. А как вы можете убедиться в том, что в компании на всех этапах бизнес-процессы налажены, прибыль действительно есть, и это элементарно не «пустышка», не «потёмкинская деревня»?
- земля подходит для выращивания этих овощей?
- вода для полива своевременно поступает?
- солнечный свет попадает на грядки в достаточном количестве?
- овощи выращиваются в необходимых объёмах?
- они правильно хранятся?
- условия поставки соблюдаются?
- и т.д.
Чтобы оценить реальное положение дел, у вас есть два варианта:
- Самостоятельно разбираться в том, как всё должно быть устроено и сопоставлять с тем, что есть на самом деле. В этом вам может помочь наша статья о проверке компаний перед инвестированием
- Привлечь специалиста для экспертного аудита и оценки бизнеса
Есть ещё третий вариант — вообще не проверять компанию, а поверить заверениям её владельца об «огромных оборотах и выручках». Если решите идти по этому пути, возвращайтесь к первому пункту статьи.
3. Не привлекать профессионального юриста к проверке документов
Вот пакет документов, который вам должны предложить, если вы даёте в долг бизнесу, а не инвестируете в долю:
- договор займа с процентами
- договор поручительства
- договор залога, если займ даётся под залог
Вы разбираетесь в толковании юридических терминов и можете досконально изучить документы до их подписания?
Сделайте это самостоятельно.
Нет?
Доверьте эту задачу специалисту, который сможет гарантировать прозрачность и недвусмысленность каждого слова.
Самая запоминающаяся фраза в договоре займа, с которой сталкивались мы: «В случае, если компания не выходит на запланированный уровень годового дохода, она может ничего не возвращать инвесторам».
4. Отсутствие личного визита
Инвестировать в компанию, оценив её сайт, — это как сделать девушке предложение, оценив её фотографии в Instagram.
А как же «душа»?
Суть бизнеса — в рабочих процессах, рутинных задачах и подходу к их реализации.
- Бардак на производстве
- Пьяные кладовщики
- Грязные фасовщики
- Неухоженные автомобили в автопарке
- Горы прогнившей произведённой продукции на заднем дворе
- Очередь из скандалящих сотрудников в бухгалтерии
- и т.д.
Узнать о таких вещах невозможно, если готовиться к сделке дистанционно. Но именно они и определяют «успешность» вашего инвестирования.
5. Не анализировать «историю жизни» владельца бизнеса
Личность владельца компании отражает его подход к бизнесу, результатам и траектории развития. Если вы ничего не знаете о человеке, управляющем компанией, вы ничего не знаете и о компании, в которую собираетесь инвестировать.
Какая информация о владельце имеет значение?
- Сколько бизнес-проектов он имеет? (если больше одного, фокус может быть смещён, а это — риск для вас).
- Он «чист» как физическое лицо: кредитная история, справка о доходах, браки, разводы, собственность и активы, штрафы ГИБДД, справки о судимости его и ближайших родственников, процедуры банкротства.
- Прозрачная и понятная история его проектов и обратная связь от бывших партнёров/инвесторов/сотрудников.
- Впечатление, оставленное при личном знакомстве: адекватность, здравые мысли относительно развития компании, аргументированные ответы на вопросы, в рамках разумного «горящие глаза», зрелость, опытность, ответственность.
- Как он проявляет себя «в деле»: опаздывает на встречи, не присылает обещанную информацию, игнорирует просьбы и т.д.
6. Не проверять команду
Бизнес делают люди. От действия каждого члена команды зависит результат, к которому может прийти компания. А ваша доходность напрямую зависит от того, насколько профессионально выполняют свою работу производители, маркетологи, дистрибьюторы, продавцы и т.д.
3 фактора «качества» команды, которые можно оценить только при личной встрече:
- экспертность — задавать профессиональные вопросы, проверять план-факт за прошлый рабочий месяц
- мотивированность — выяснить фиксированную и переменную часть дохода ключевых сотрудников
- сплоченность — задавать одни и те же вопросы о планах и перспективах компании разным людям в «непринуждённой» беседе за чашкой кофе.
7. Не проходить «путь клиента» как тайный покупатель
Покупатель продукта или услуги — это главное «звено», обеспечивающее доходность бизнеса. Если есть спрос, и бизнес качественно его удовлетворяет, ваши шансы на доходность как инвестора выше.
Вы можете не выходя из дома оценить, насколько доступен продукт, «лёгок и приятен» путь покупателя компании.
Оставьте заявку на сайте, дождитесь обратного звонка, получите ответы на вопросы о продукте, приведите несколько возражений, оцените качество работы продавца. Узнайте условия доставки/возможность примерки/возврата продукта.
Общее впечатление от такого контакта с компанией может стать ключевым и поможет принять решение об инвестировании.
8. Верить обещаниям «рисков нет, гарантии 100%»
Инвестирование — всегда риск. Если предприниматель, брокер, инвестиционная компания или кто угодно ещё «клянётся» вам, что рисков вообще нет, бегите от них и ни в коем случае не доверяйте им свои деньги! Это или развод, или некомпетентный «эксперт».
Осознайте, что решение инвестировать или нет принимаете только вы и вы же несёте за него ответственность. В ваших интересах разобраться в том, какие риски грозят компании и насколько предприниматель готов им противостоять.
Задача предпринимателя — доказать вам, что он знает об этих рисках и имеет реальный план по а) их предотвращению, б) минимизации последствий в случае их наступления.
Вот часть гарантий, которые могут закрыть ваши основные риски:
- личное поручительство владельца бизнеса
- залоги и обеспечения (недвижимость, товарные запасы, залог основных средств, доля в бизнесе, дебиторская задолженность и др.)
- целевой займ, который даёт бизнесу возможность использовать деньги только по прямому назначению
- получение прав учредителя в ООО
- возможность назначить «своих людей» на ключевые должности в компании (финансовый директор/главный бухгалтер и др.)
- доступ к расчетному счету/бухгалтерской/ управленческой отчетностям, круглосуточная трансляция с видеокамер из офиса, производства и т.д.
- возможность регулярно проводить проверки и аудит.
9. Не сравнивать текущие финансовые результаты, привлекаемую сумму и запланированный результат
Адекватность привлекаемой суммы инвестиций можно оценить, запросив у владельца бизнеса финансовый план развития.
Абсурдно, но у 90% предпринимателей, которые
ищут инвестиции в свою компанию, нет такого плана.
Финансовый план должен точно отображать текущие финансовые результаты и будущие, которых удастся достичь благодаря инвестициям в горизонте 1, 3, 5 лет.
План может содержать:
- данные об объёме производства и реализации
- информацию о доходах и расходах
- информацию о кредиторке и дебиторке
- данные о налогах и отчислениях
- управленческую отчетность
- список конкретных действий, которые предстоит совершить
- смету, в соответствии с которой будут расходоваться средства
- и т.д.
Сумма инвестиций, которая привлекается в бизнес, должна сопоставляться с тем, что имеет компания на данный момент. Нельзя, имея один овощной ларёк, привлекать инвестиции на 100 новых ларьков.
В случае запуска работы сразу такого количества торговых точек невозможно качественно обучить персонал, наладить поставки, обеспечить одинаково высокий спрос, элементарно — оформить терминалы для оплаты банковской картой.
Для каждого бизнеса эти факторы специфичны, главное — чтобы предприниматель объективно учитывал их при планировании развития.
10. Не анализировать «гибкость» компании
Реальный пример из опыта нашего портфельного бизнеса:
- Компания производитель женской одежды во время пандемии перепрофилировала часть производства под пошив медицинских халатов и масок, заключила несколько крупных контрактов на поставку этих товаров и сохранила обороты, заработав за «карантинное» лето 2020 больше 21 млн ₽. Для сравнения, за весну 2020 выручка составила 14,9 млн ₽.
История не терпит сослагательного наклонения, но если бы компания быстро не адаптировалась под резко изменившиеся условия рынка, едва ли ей удалось бы увеличить доход в период пандемии.
Вывод: задавайте владельцу бизнеса вопросы о готовности компании гибко подходить к решению непредвиденных сложностей и адаптироваться к ситуации в мире (пандемия, кризис, обвал рубля и т.д.). Главное — критически оценивайте полученные ответы.
11. Не учитывать косвенные факторы надёжности бизнеса
Косвенные факторы — это «задел прочности» компании. Их наличие или отсутствие определяет бизнес как сильного или слабого игрока рынка.
Такими факторами могут быть:
- большой ёмкий рынок, на котором представлен бизнес
- сильные, опытные предприниматели у руля
- «прочный» бизнес: высокая маржинальность продукции, быстрая оборачиваемость капитала, невысокий уровень постоянных расходов и т.д.)
- качественная бизнес-система: правильные системы мотивации сотрудников, оцифровка бизнес-процессов, накопление базы знаний, качественная система управления и т.д.)
- мотивированная команда, личным доходом заинтересованная в росте компании
- основателю «есть что терять»: вложено значительное количество личных средств, много лет потрачено на развитие бизнеса, пройдено несколько кризисов
- открытость и прозрачность бизнеса: любые документы предоставляются по первому запросу, есть возможность приехать лично, познакомиться с основателем и командой, посетить производство и т.д.
- репутация компании и доброе имя владельца
- официальное юридическое оформление сделок
- ориентирование на долгое партнёрство на деле, а не на словах
- положительная динамика роста бизнеса.
12. Не придавать значения деталям схемы доходности и условиям её получения
Существует два варианта инвестирования в малый и средний бизнес:
- Займ с процентами
- Покупка доли в бизнесе
Перед подписанием договора убедитесь в том, что вы и владелец бизнеса говорите об одних и тех же условиях получения вами дохода:
- сроки, регулярность и форма выплат
- выглядит ли реально фин. план развития и доходность, которую вам обещают
- зависит ли ваша доходность от роста (или не роста!) компании
Каждый из этих пунктов должен быть письменно отражён в договоре, чтобы защитить ваши интересы.
13. Не придавать значения разумной диверсификации
Слишком много активов в портфеле = слабый уровень контроля за их эффективностью.
Слишком мало активов = высокий риск потери общей доходности в случае дефолта одного из них.
Найти идеальный баланс в диверсификации = стабильно высокий регулярный пассивный доход.
Инвесторам в малый бизнес со ставкой 22-30% годовых мы рекомендуем вкладывать деньги в 4-5 компаний. Так, в случае дефолта или нерегулярных выплат одной из компаний, доходность от остальных покроет убытки и тело капитала удастся сохранить.
14. Жадность и желание 50-100% годовой доходности
Желание быстрее и больше заработать свойственно многим. Здесь важно понимать, что в инвестировании быстрые деньги опасны, а зачастую даже нереальны: чтобы управлять проектами с доходностью выше среднего, нужна сильная экспертиза.
Более разумный, работающий долгосрочно подход — тщательный отбор проектов, анализ рынка, проверка компаний и следование всем рекомендациям, которые мы дали в этой статье.
15. Поспешите! Зачем тянуть и откладывать сделку?
Стремлением многих частных инвесторов поскорее начать получать доход часто манипулируют мошенники. На их сайтах можно встретить искусственные дедлайны с рекламными баннерами «Проинвестируй до конца месяца и получи дополнительно 3-5% годовых!»
Но деньги любят рассудительность, спокойные, взвешенные, точные и рациональные решения. Эмоции и «кураж» здесь не уместны.
Если вас торопят, нагнетают атмосферу, мотивируют более выгодными условиями, задумайтесь о выходе из сделки.
Подведём итог
Каких ошибок избегать, инвестируя в компании малого и среднего бизнеса:
- Доверять харизме предпринимателя, громкому бренду и публичности компании
- Не привлекать к проверке компании специалиста, разбирающегося в сфере её деятельности
- Не привлекать к проверке документов юриста
- Не приезжать в компанию с личным визитом
- Не анализировать «историю жизни» владельца бизнеса
- Не проверять команду
- Не проходить «путь клиента» как тайный покупатель
- Верить обещаниям «рисков нет, гарантии 100%»
- Не сравнивать текущие финансовые результаты, привлекаемую сумму и запланированный результат
- Не анализировать «гибкость» компании
- Не учитывать косвенные факторы надёжности бизнеса
- Не придавать значения деталям схемы доходности и условиям её получения
- Не придавать значения разумной диверсификации
- Мечтать о высокой доходности 50-100% годовых
- Спешить и быстро принимать решение о сделке
Если вам интересна сфера инвестирования, переходите в наши социальные сети: Telegram, Facebook, Instagram, Вконтакте, Одноклассники. Там мы пишем о реальном опыте частных инвесторов, а ещё делимся трэшем, с которым каждый день сталкиваемся в российском краудинвестинге, обсуждаем новости и боремся с финансовой неграмотностью.