редакции Выбор
Есть ли жизнь в Махачкале? Открытие VR клуба в Махачкале командой из Новосибирска
Как это было?
Махачкала, 2019 год.
Население: 600 000 человек
98 компьютерных клубов [вау]
0 клубов виртуальной реальности
Решение?
Открываемся.
Бюджет: 1 600 000 рублей
Пошагово следуя правилам «Как запустить собственный бизнес в сфере развлечений и не утонуть» находим помещение, делаем ремонт, ставим оборудование.
И тут начинается...
— Хочешь на работу?
— Хочу. Но работать — нет.
Проблемы с персоналом
Мы трижды нанимали новый персонал. Он просто... сливался.
Всё было нормально. Хорошие кандидаты, со всем согласны, условиями довольны. Жмём по рукам, первый день обучения — бац, слились. Оказалось им сложно.
[повторили цикл трижды]
Набрали команду. День до открытия.
Остаются 2 администратора из 4.
Двое слились.
Рука лицо.
Instagram: Да придет спаситель
Спасение пришло откуда не ждали.
В Instagram полетели заявки от заинтересованных ребят, которые хотели стать админами. Так и набрали основное мотивированное ядро команды, которое работает лучше чем админы в других городах.
Особенности культуры: 3 неочевидные проблемы
Открывая центр виртуальной реальности в новом городе мы неизбежно встречаем что-то новое, что не вписывалось в наши планы.
1. В Махачкале парни и девушки вместе за ручку не гуляют, существует множество заведений отдельно для парней и отдельно для девушек
Мы об этом не знали. И женская половина человечества нам задавала вопросы: «А девушкам к вам можно?» Что за дикость, конечно можно — думали все мы. Но для жителей Махачкалы это был серьезный вопрос.
На открытие VR-центра пришло несколько компаний девушек [~25 человек] и больше 350 парней. Как мы выяснили позже — большинство девушек просто не пришло из-за того что «там будут парни». Эта проблема легко решилась услугой «аренда VR-центра». Сейчас девушки бронируют сразу весь клуб и играют своей компанией.
2. В Махачкале все ровесники друг к другу обращаются «брат»
Лицемерие? Нет, просто они вкладывают другой смысл в это слово. Единство. Первые несколько дней я не понимал этого обращения в свой адрес, но позже втянулся. Они реально чувствуют себя единой системой, одной командой. Очень уважительно относятся друг к другу. Но, везде есть свои но.
Слово мужика. В случае, если ребята не держат своё слово у них всё смягчается фразой «Всё нормально, брат, всё будет». [к счастью, такое происходит не часто]
В рекламе:
Из-за такой «братской близости» к сервису жители Махачкалы не приучены. Оперативно и вежливо отвечаем на сообщения в директ — вау, вы такие добрые. Фокусируемся на клиенте при обслуживании — вау, это лучшее место на планете.
Эээ, подожди. Сдачу забери, брат
3. В Махачкале особо не принято держать собак дома
И мы бы об этом даже не узнали, если бы часть нашей технической части не держалась на собачьих поводках. [Что? Поводки?] Ага, мы крепим кабеля от VR шлема к собачьему поводку.
Оптимальная система возврата кабеля к потолку — собачий поводок.
И вот в Махачкале совсем не было этих поводков. Ни в одном зоомагазине. Кто мог предвидеть проблему с поводками? Нашли на базаре, потратив день на прочесывание города.
Маркетинг: Запуск VR-центра
Стандартно, ставим цель:
— 250 заявок с сайта до открытия
— 200 человек на открытии
— 1000 целевых подписчиков в инстаграм
Как действуем?
- Соц.сети — подготовили посадочную страницу к приему трафика, крючки для вовлечения входящего трафика и дальнейшего прогрева.
- СМИ — нашли топ 10 местных СМИ и выпустили анонс открытия клуба.
- Лидеры мнений — нашли популярных блогеров, известных комиков, актеров, певцов. Проработали сценарий публикаций, сценарий продвижения. Лидер мнения сперва делает легкий нативчик среди аудитории, затем вовлекает их в обсуждение и бац — выдает решение: наш VR-центр.
Неплохо звучит, да? А с блогерами в Махачкале — полнейшая жесть. Проще сказать что их нет вообще.
— ничего не планируют
— ничего не согласовывают
Блогер для них не профессия, а просто развлечение.
[одного топового всё таки нашли, получили 400 подписчиков и идеальный материал для рекламы. Комик стрельнул] - Сайт — запустили отдельный лендинг на открытие VR центра
- Трафик — упор был на целевых подписчиков с инсты, которых мы хорошенько прогревали и конвертили в заявки на сайте.
[Конверсия на сайте до открытия: 40%; после открытия: 15%]
Бонус: запартнерились с бургерной и провели два турнира [UFC и Beat Saber]
День открытия
Ожидание/Реальность как обычно не сошлось.
Ожидание:
- 250 заявок на посещение VR-центра
- 200 человек на открытие VR-центра
- 1000 целевых подписчиков в Instagram
Реальность:
- Собрали 450+ заявок на сайте
- На открытие пришло 400 человек
- Набрали 2000+ целевых подписчиков в Instagram
- Каждый 5-й житель Махачкалы узнал о нас
- 70 человек присутствовали в клубе в каждый момент времени в день открытия
Помнишь в самом начале статьи о проблемах с персоналом? Для них открытие стало жесточайшим стресс-тестом.
— 450 заявок с сайта [на каждую заявку нужно перезвонить]
— 70 человек одновременно в каждый момент времени [12 часов]
И на всё это 5 человек персонала внутри [4 админа + тех.спец]
А теперь представь, если бы админов было всё-таки двое.
Сейчас центр виртуальной реальности Really работает в штатном режиме ежедневно с 10:00 до 22:00 и доступен по адресу ул. Гагарина 70г, Махачкала.