редакции Выбор
БиоМаркетинг - хватит снижать цены!
Наблюдение за живой природой и поведением человека в обществе наталкивает на уникальные маркетинговые решения, с помощью которых можно грамотно выстраивать маркетинговую стратегию.
Суровый русский маркетинг в малом бизнесе крутится вокруг концепции «У кого дешевле». Все рекламные кампании направлены на конкурирование по цене. Скидки, акции, распродажи, экономия на упаковке, качестве продуктов и обслуживании клиентов. Главная цель биомаркетинга — получить конкурентное преимущество за счет улучшения взаимодействия со всеми элементами бизнес-системы. В живой природе есть все необходимые примеры взаимодействия, которые формировались на протяжении миллионов лет, оставляя самые лучшие практики. Наблюдение за живой природой позволяет найти уникальные методы взаимодействия и адаптировать их под бизнес:
- Привлечения внимания
- Распространения информации
- Партнерских отношений
- Дизайна.
Элементы биомаркетинга
Важной составляющей биомаркетинговой стратегии являются все элементы экосистемы бизнеса.
- Сотрудники
- Партнеры
- Клиенты
- Конкуренты
В биомаркетинге учитываются маркетинговые отношения с каждым из элементов, где цель взаимоотношений — это получение дополнительных ресурсов. Для построения маркетинговых отношений с каждым из элементов, необходимо определить, какие цели преследует элемент, чтобы предложить максимально выгодные условия сотрудничества. Например, в природе целью пчелы является сбор мёда через опыление растений, а цель растений — перенести пыльцу с тычинок на рыльца пестиков. Таким образом, оба получают то, что хотят, при этом помогая друг другу. Главное, что каждый из элементов взаимоотношений делится с другим теми ресурсами, которых у него в избытке. Пчела отдает ресурс «Распространение информации», а растение делится ресурсом «Нектар». Основные виды ресурсов, которые интересны разным элементам системы:
Ресурсы для вашего бизнеса
- Распространение информации — чтобы у вас росла прибыль, потенциальные покупатели должны много и часто сталкиваться с вашим брендом.
- Товары и услуги — полиграфия, доставка, клининг, реклама, конференц-зал — все, что вы себе только можете представить, можно получить по бартеру, главное — выяснить, какой ресурс нужен вашему партнеру, и обменяться.
- Рекламный бюджет — зачем самому оплачивать весь рекламный бюджет для своего бизнеса? Создайте коллаборацию с другим продуктом и делите расходы пополам.
- Финансы — для организации событий иногда вам потребуются просто деньги на рекламный бюджет, которые могут дать вам ваши партнеры.
Ресурсы для сотрудников:
- Финансы — здесь все максимально просто, вы даете возможность формирования дополнительного дохода на рабочем месте.
- Комфорт — упростите вашим сотрудникам некоторые сферы взаимодействия с вашей компанией (организуйте такси домой, доставку обедов, поход в спортзал, новые кресла и т.д) взамен на дополнительную работу (выкладывать сторис, носить мерч в свободное время и т.д).
- Признание — устройте игровой процесс, в котором сотрудники будут сражаться за главный приз, выполняя небольшие дополнительные указания, таким образом можно разжечь огонь и энтузиазм.
Ресурсы для партнеров:
Для начала определим, кто подходит для статуса «партнер».
Журналисты местных изданий — они помогут нам организовать интервью и осветить события в СМИ, да и вообще дружба с журналистами это супер-бонус.
Смежный бизнес — это компании, которые оказывают услуги или продают товары в смежном сегменте, например, вы строите дома, смежные сегменты: Продажа участков, сервисы с проектами домов, дизайнеры. Отлично подойдут партнеры в одном сегменте, например, если вы продаете «премиальный» продукт, то определите список бизнес-партнеров, которые тоже работают в премиальном сегменте.
Поставщики и подрядчики — это очень заинтересованные компании, которым важно, чтобы ваш бизнес рос и вы больше с ними сотрудничали.
Лидеры мнений — это люди, обладающие целевой аудиторией, которая вам интересна. Лидером мнений может быть блогер, медийный предприниматель, спортсмен, музыкант, актер, лидер движения мамочек, глава профсоюза. Главное, чтобы у него был доступ к живой аудитории от 1000 человек.
Услуги для населения — вам нужны партнеры, у которых есть большой ежедневный трафик. Кафе, бары, рестораны, парикмахерские, салоны красоты, барбершопы.
Иждивенцы — возьмите под крыло детскую спортивную команду, помогайте некоммерческим организациям, детскому дому и другим вариантам спонсорства.Теперь переходим к тому, какие ресурсы могут быть интересны потенциальным партнерам.
- Распространение информации — большинство ваших партнеров, это другие компании, которым тоже очень важно получать дополнительные рекламные охваты и расширять зоны собственного влияния. С ними можно договориться о взаимном пиаре, разработке совместных акций, повышении ценности продукта с помощью подарков от партнеров, формировании общего рекламного бюджета.
- Товары и услуги — возможно, вашему потенциальному партнеру хочется воспользоваться вашими продуктами и услугами без оплаты, а взамен вы можете попросить то что необходимо вам.
- Признание, уникальный контент — если вы создаете уникальные продукты, услуги или события, кому-то из партнеров будет достаточно стать первым, кто расскажет людям о новом событии. Люди любят делиться необычными новостями.
Ресурсы для клиентов:
- Товары и услуги — главный ресурс — это ваши товары и услуги, которые клиент получает за свои деньги, однако вы можете стимулировать его выполнять простые действия и делиться с вами ресурсами взамен на подарки от вашей компании или компании партнера.
- Признание, уникальный контент — если вы создаете уникальные фишки, клиенты сами будут создавать контент с вашим брендом.
- Финансы — кешбек с каждым годом набирает все больше популярности у клиентов. Возвращайте деньги от покупки, начисляйте за приведенных клиентов, платите за публикации в сторис или придумайте другие задания.
Ресурсы для конкурентов:
- Финансы — если у вашего клиента есть потребности, которые вы не можете реализовать по каким-либо причинам, а ваш конкурент может. Вы обязаны сотрудничать с конкурентами и передавать им заказы за процент от сделки.
- Распространение информации — с конкурентами можно объединиться для организации выставки, ярмарки, конференции и других информационных мероприятий, который точно пойдут на пользу каждому из вас.
Главная мысль — необходимо взаимодействовать с каждым элементом системы таким образом, чтобы оба элемента получили новые ресурсы.
Это были основы биомаркетинга, а информация о дизайне, привлечении внимания и распространении информации будет в следующих статьях.