Что такое административные методы управления персоналом и как они помогут усилить бизнес?
Основные методы управления персоналом, которыми пользуются HR-менеджеры:
— социально-психологические (тимбилдинг, обустройство рабочих мест),
— экономические (зарплаты, премии)
— административные.
Какие бывают административные методы управления персоналом?
Административные методы управления персоналом — это определённые способы влияния на сотрудников, которые строятся на взысканиях, власти и дисциплине. Они формируют корпоративную культуру, чувство долга у сотрудников, отношения руководителей и подчинённых и т.д.
Так как административное управление подкреплено правовой базой, за нарушения его правил, договоров и положений может грозить штраф или административное взыскание. Реализуется этот вид управления персоналом через систему организационного и распорядительного воздействия.
1. Организационное воздействие
Штатное расписание — в нём есть организационная структура, должность и квалификация сотрудников, их состав и количество, зарплаты и премии.
Главные требования к штатному расписанию:
- на титульном листе должен быть указан период, когда действует данное расписание, правильное название компании и дата составления расписания;
- в документе должна отображаться иерархия сотрудников: от высшего руководства до исполнителей.
Владелец компании может поручить составление расписания любому сотруднику, необязательно делать это лично. Когда документ готов, его должны подписать главный бухгалтер и начальник кадровой службы.
2. Положение о подразделениях
Этот документ может принимать разные формы: таблица, схема, текст и т.д.
В положении должны быть такие пункты:
- название компании;
- иерархия сотрудников;
- нормативные документы, которые регулируют деятельность компании;
- права и обязанности работников;
- формы взыскания за различные нарушения;
- как каждое отдельное подразделение может взаимодействовать с другими.
3. Должностные инструкции
В них чётко описано, что должен делать каждый сотрудник. Все виды работы, которые выполняются в компании, могут быть описаны детально и с подробностями, а могут быть краткими: указывать функцию и документы, которые регулируют её выполнение. Эта инструкция разрабатывается по желанию владельца, так как она необязательна.
4. Рабочие места
От того, как организовано рабочее место сотрудников, зависит их работоспособность, мотивированность и производительность. Места, за которыми работают люди, должны быть оборудованы всем необходимым, что пригодится для производства продукта. На рабочем месте должна быть комфортная температура, достаточное освещение и удобная мебель. Место, за которым работает сотрудник, может быть универсальным и подходить любому или иметь специальные возможности для размещения дополнительного оборудования.
5. Коллективный договор
В коллективном договоре прописывают отношения между сотрудником и компанией как юридическими лицами. Там содержатся следующие положения:
- как и когда начисляется зарплата;
- какой в компании режим работы;
- условия начисления отпускных дней;
- социальный пакет: оплата проезда, путёвки для сотрудников, питание.
Все условия, которые прописаны в коллективном договоре должны улучшать условия труда сотрудников.
6. Правила трудового распорядка
Эффективно управлять персоналом помогают правила внутреннего трудового распорядка. Они должны быть обязательно разработаны в каждой компании. Отсутствие правил грозит компании штрафом, как и сотруднику, который с ними не ознакомлен.
Что должно быть в правилах:
- по какому принципу сотрудников принимают на работу и за что могут уволить;
- какие права и обязанности у сторон;
- как чередуется рабочее время и отдых;
- по какому принципу начисляется зарплата;
- дресс-код;
- как компания возмещает трудовые расходы, например, затраты на командировки.
7. Организационная структура
Оргструктура — ключевой метод административного управления персоналом. Она отражает формы подчинения в компании.
Какие бывают структуры:
- иерархическая — жёсткая система подчинённости;
- органическая — нормативы используются умеренно, система подчинённости адаптивная;
- элементарная — делит всех сотрудников на начальников и подчинённых.
8. Устав организации
С помощью устава выстраивают иерархию должностей, обозначают области ответственности, разграничивают функции партнёров, прописывают, как распределить активы компании в случае её закрытия.
9. Распорядительное воздействие
С помощью этого вида воздействия руководители добиваются от подчинённых достижения поставленных целей.
10. Приказы, распоряжения, указания
Приказ — самая категоричная форма администрирования. Он издаётся на бланках, имеет подписи и печати и регулирует ключевые вопросы в построении организации. Распоряжения призваны решить один конкретный вопрос или уточнить детали, которые помогут выполнить текущие задачи. Указания создаются, чтобы пояснить непонятные моменты в приказах и инструкциях.
11. Организационное нормирование
С его помощью регулируют ресурсы, которые используются на предприятии:
- количество людей, которые вовлечены в тот или иной рабочий процесс;
- траты на производство продукта или услуги;
- количество продукции, которое должно быть выработано за определённое время.
12. Создание инструкций
Инструкции обучают работников, дают понимание, как стандартизировать рабочий процесс и исключают возможные ошибки.
Инструктирование делится на:
- наглядное (схемы, чертежи, инструкция, как применять оборудование)
- письменное (рабочие и должностные инструкции)
- устное (координации, инструктажи, совещания, наставления)
13. Планирование
Каждый сотрудник должен составить план на неделю, где будут прописаны все задачи, которые он собирается выполнить. Он должны быть расставлены в соответствии с приоритетами компании. Руководители проверяют планы подчинённых, корректируют их и одобряют. А после, на совещаниях, отслеживают реализацию планов и проверяют, что уже сделано и чем сотрудник будет заниматься дальше.
Административные методы управления персоналом позволяют организовать коллектив, стандартизировать производственные циклы, распределить обязанности среди сотрудников и создать корпоративную культуру.
Осуществляется административное управление через штатное расписание, должностные инструкции, правила трудового распорядка, уставы организации и т.д.
Испытываете сложности в организации рабочего процесса? Требуется система и четкие правила работы?