ЦКП: что это и почему это нужно вашему бизнесу?
В этой статье Александр Высоцкий расскажет, что же такое ЦКП и как он может повысить эффективность работы вашей компании.
Ценный конечный продукт (ЦКП) — это результат работы компании или отдельного сотрудника.Аббревиатура ЦКП означает следующее:Ценный — субъективное качество, на него обращают внимание, когда решают, стоит ли приобретать товар; чем больше ценность — тем выше стоимость;Конечный — показывает, что работа завершена и продукт можно использовать;Продукт — результат работы, который можно увидеть и применить.
ЦКП является результатом абсолютно любой деятельности. При этом ценность определяет не тот, кто продукт создаёт, а тот, кто его потребляет. Если конечный результат не пользуется спросом у потребителей, то это знак, что компании его производить не стоит.
Ценный конечный продукт компании
Важно правильно обозначить ЦКП, чтобы клиент остался удовлетворённым. Например, вы владеете магазином техники для кухни и определяете своим ценным конечным продуктом прибыль с продаж. Когда клиент приходит к вам за новым духовым шкафом, продавцы пытаются «впарить» самые дорогие модели. В итоге человек выслушивает часовую лекцию о преимуществах дорогих духовок и, к сожалению для вас, уходит ни с чем. Но если бы вашим ЦКП был довольный клиент, продавец действовал бы иначе: поинтересовался, какие задачи должен выполнять духовой шкаф, будет ли он служить помощником для приготовления домашней выпечки или на производстве, сколько часов в день должна работать духовка. Так он подобрал бы оптимальный вариант, который подошёл клиенту по всем параметрам. А клиент бы совершил покупку и остался доволен.
Также важно прописывать ваш ЦКП в миссии, чтобы каждый сотрудник знал, для чего он трудится. Это поможет не только продвинуть компанию, но и повысить компетентность всех членов команды.
Ценный конечный продукт сотрудника
ЦКП отдельной должности необходимо знать, чтобы повысить эффективность предприятия. Если руководителю известно, какой результат должен будет от определённого вида деятельности, он формулирует должностные инструкции и знает, что входит в обязанности каждого члена команды. Благодаря этому можно отслеживать эффективность сотрудников.
Если знать ЦКП каждой должности, можно разработать эффективную организующую структуру. Она образует схему работы компании: каждый человек будет знать свою область ответственности и свои обязанности. С помощью оргструктуры предприятие может избежать высокой загруженности отдельных работников, срывов дедлайнов выполнения заказов и других спорных моментов и проблем.
Давайте разберём на примерах ценные конечные продукты нескольких ключевых должностей.
Ценный конечный продукт менеджера по продажам
ЦКП продавца — выручка. Не нужно путать с прибылью, так как это область ответственности финансового директора. Ответственностью продавца является именно приток денег.
ЦКП компании должен быть довольный клиент, но это не цель работы самого продавца. Доволен ли клиент, зависит от многих факторов: качество продукта и сервис, наличие системы бонусов, внешний вид вашего магазина и т. д. Поэтому это ЦКП всей компании, а не отдельной должности. За удовлетворённость отвечают все, но менеджер по продажам — именно за привлечение денег в компанию.
Ценный конечный продукт бухгалтера
С ЦКП бухгалтеров часто возникают сложности, так как они не производят ничего, что можно отдать потребителю. Но благодаря деятельности бухгалтера активы компании находятся в сохранности: документация по финансовому учёту ведётся безупречно и отражается в виде отчётов.
Ценный конечный продукт маркетолога
Специалист в области маркетинга должен упаковать, разместить и подготовить продукт к продаже так, чтобы у потребителя появилось желание его купить. ЦКП маркетолога при этом — оконченная кампания, в ходе проведения которой предприятие получило большой отклик на продукт у аудитории.
Ценный конечный продукт владельца бизнеса
ЦКП предпринимателя является вся деятельность компании. Не отдельные функции, как организации труда, а результат работы всего предприятия. Например, в юридической компании — это клиент, у которого нет проблем с законом либо права которого защищены.
При этом ценный конечный продукт — это что-то полностью готовое. Если клиент не получил консультацию юриста или не заплатил за неё, считается, что владелец бизнеса не получил ЦКП.
Когда подчинённый знает свой ценный конечный продукт, это мотивирует его работать эффективнее. Он чувствует себя частью большого процесса и стремится сделать свой вклад в общее дело. Поэтому владельцу необходимо сформулировать ЦКП для каждой должности, так он получит результат.