Как внедрить стратегическое планирование?
Так же и с бизнесом — налаженная система администрирования и внедренные инструменты управления помогают вашей команде работать слаженно и добиваться высоких результатов без постоянного вмешательства владельца. Так у предпринимателя появляется не только больше личного времени, но и возможности на развитие компании в целом. Поэтому для системного роста бизнеса необходим стратегический план. В этой статье мы расскажем, как правильно его составить, а также какие этапы стратегического планирования существуют.
Зачем внедрять стратегическое планирование?
Одной из первых задач любого владельца при открытии своего бизнеса является формирование четкой цели. С ее помощью будет создан идеальный сценарий продвижения компании. Однако рано или поздно, когда цель будет реализована, предприятие перестает расти, и бизнес останавливается в развитии. Именно поэтому необходимо создание долгосрочной стратегии, так как владельцу нужно поставить компании новые цели и разработать план их реализации.
Почему важно контролировать реализацию стратегии
Одной постановки целей мало для развития компании. Важно постоянно двигаться вперед для их достижения. Часто предприниматели ставят в приоритет исполнение оперативных задач, поэтому их планы могут реализовываться очень медленно. Чтобы этого избежать, владельцу нужно контролировать процесс выполнения стратегических задач и напоминать о них руководителям.
Опыт показывает, что стратегический план является отличной мотивацией для сотрудников. Они видят потенциальное будущее предприятия, им хочется вносить свой вклад в его развитие, чтобы достичь поставленной цели. Поэтому владельцу нужно постоянно продвигать цели компании и добиваться, чтобы каждый подчиненный знал, ради чего он работает.
Этапы стратегического планирования
Разработка стратегии требует дополнительной подготовки. Прежде всего определите начало отчетного года в вашей компании. У многих он совпадает с календарным годом, но это неправильно, ведь декабрь — это самый загруженный месяц для бизнеса. В это время руководители просто завалены работой, а если им нужно будет еще и подводить итоги по реализации стратегии, то есть вероятность не уложиться в сроки и сделать отчет низкого качества. Проведите анализ и выберите подходящий для вашей компании период. Если бизнес сезонный, начните отчетный год с месяца, который предшествует началу сезона. В начале каждого отчетного года рекомендуется перезапускать цикл стратегического планирования.
Шаги по стратегическому планированию
1. Обновление формулировок целей и замыслов
Прошел год с того момента, как вы последний раз пересматривали цели и замыслы компании. За это время вы получили новый опыт и новые знания. Какие-то планы отошли на второй план, а что-то и вовсе стало неактуальным. Взгляните на ваши формулировки свежим взглядом. Возможно, некоторые из них нуждаются в изменениях. Внесите их и поделитесь с командой, а затем обязательно объясните значимость этих изменений. Сотрудники должны знать, в каком направлении теперь им нужно двигаться.
2. Сбор данных
Необходимо также провести анализ рынка. Узнайте, чем заняты ваши конкуренты и чего хотят ваши потребители. Это поможет выявить болевые точки в развитии бизнеса. При обновлении стратегического плана их устранение должно быть для вашей команды приоритетной задачей.
3. Формирование замыслов и планов
На этом этапе необходимо собрать ваших топ-менеджеров и провести мозговой штурм. Вы уже выяснили, какие проблемы мешают компании идти вперед, а теперь вам нужно понять, как их решить. Пусть ваша команда высказывает как можно больше идей, даже безумных, ведь среди них может появиться что-то стоящее. Когда вы выслушаете все, что предлагают топ-менеджеры, у вас в голове появится набросок будущего стратегического плана.
4. Формирование стратегического плана
После того, как вы озвучите свои замыслы, необходимо написать сам стратегический план. Этим должны заниматься руководители. В плане нужно прописать следующее:
- последовательность действий, которые нужно выполнить для реализации;
- кто будет задействован в выполнении;
- сколько денег уйдёт на реализацию;
- как справиться с основными препятствиями;
- что должно быть достигнуто в результате.
5. Составление программ по одобренным планам
Далее за исполнением каждого пункта должен следить тот или иной руководитель. Этот человек составляет список задач, которые нужно выполнить для реализации плана.
6. Контроль выполнения
Контроль очень важен, ведь если его не будет, то исполнение плана сводится к минимуму. Нужно объяснить сотрудникам, как важно выполнять задачи стратегического плана, и оценивать результаты их работы.
Реализация стратегического планирования требует определить приоритетные задачи и начать их реализацию, а затем продвигаться дальше по программе. В ходе исполнения вы можете выяснить, что каких-то пунктов не хватает, а какие-то выполнить просто невозможно. Чтобы эти недостатки плана не нанесли вред компании, еженедельно контролируйте отчеты о ходе исполнения стратегических задач. Таким образом вам удастся быстро обнаружить, что не было учтено при написании плана, и исправить это.
Спасибо, что дочитали материал до конца!