Главное Свежее Вакансии   Проекты
278 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Модель вестинга: распределение долей в бизнесе без конфликтов

По моей оценке, больше 50% бизнесов, в которых есть совладельцы, несчастны из-за этого. Становятся несчастными через несколько лет совместной так сказать деятельности.

Это пугающая цифра, больше 50 — это не как у блондинки: встречу динозавра или не встречу, 50 на 50, а больше 50 — это означает, что у вас больше шансов потерпеть поражение во взаимоотношениях с партнёром, чем получить от этого какое-то преимущество. На самом деле так, поэтому, если вы встречаете людей, которые говорят: «Я в гробу и в белых тапочках видел иметь дело с партнёрами, никогда, я буду делать бизнес только один», у этих ребят, ну, очевидно, у них есть негативный опыт, и очевидно, что в этом есть что-то. Есть какая-то доля правды.

Причину, почему так происходит, давайте объясню. Дело в том, что, когда вы начинаете бизнес с партнёрами, вы находитесь в точке 0. И у вас есть какое-то представление о том, какие проблемы у вас будут и какие вызовы у вас будут, и как их нужно решать. Но фокус заключается в том, что если вы успешны. Потому что если вы не успешны, вообще вам не надо слушать, что я говорю, это вообще не имеет никакого значения, если бизнес неуспешен, то, как говорится, и делить нечего, и никаких взаимоотношений с партнёрами нет. Но если вы успешны, что происходит?

Когда заканчивается некоторый период времени, обычно это месяцы, в какой-то точке следующей, точке номер 1, вы видите другие вызовы, и вы видите другие сложности. И то, что вам казалось ценным решением, ценным вкладом в точке 0, не является ценным решением и ценным вкладом в точке 1. Это не значит, что это полностью бесполезно, но это значит, что эти ценности начинают меняться, они начинают смещаться.

Ну вот как, например, какой-то грамотный умный инженер придумал сервис, какую-то умную штуковину и взял себе в партнёры прекрасного продавца. И в точке 0 инженеру, как ему кажется, единственное, чего ему не хватает для счастья, — это продажи, это каких-то клиентов. И поэтому для него нормально взять себе в партнёры продавца и отдать ему там чуть ли не 50% компании. Ему это кажется потрясающе важным, но в точке номер 1 по прошествии нескольких месяцев, когда они получили несколько заказов, становится очевидно, что вопрос стоит уже не в том, чтобы продавать, вопрос в том, чтобы выстраивать маркетинг и организовывать продажи.

И этот партнёр-продавец начинает буксовать. Он не может создать маркетинг, он не может организовать продажи, и этот партнёр-инженер смотрит на это и говорит: «Чёрт побери, за что я отдал 50% компании?»

Я сейчас утрирую и привожу очень простой пример, но это так всегда и происходит. Причина очень естественная, она природная. Дело в том, что вызовы и точка зрения, что является ценным для следующего шага развития бизнеса, у нас всё время меняются, и поэтому здесь правило следующее: если вы хотите прямо на старте прописать доли изначально и они будут незыблемыми при условии, что мы говорим сейчас не о денежном вкладе, а мы говорим о вкладе в виде каких-то компетенций, каких-то связей, каких-то знаний, нематериальном вкладе, вот если вы распределяете доли, отталкиваясь от нематериального вклада, хотите их прямо установить железобетонно на всю оставшуюся жизнь, вы уже проиграли. У вас однозначно, неминуемо, с колоссальной вероятностью будут проблемы с этим партнёром.

Модель вестинга


Что нужно сделать и мой совет, как этого избежать, — это не ответ на все вопросы партнёрства. Как эту ситуацию выруливать? Используйте модель вестинга. То есть это тогда, когда вы договорились с партнёром о вызревании долей. И каждые несколько месяцев (я делал это с партнёрами раз в полгода), раз в полгода вы подводите итоги. И за эти полгода вызревает какая-то доля.

Ну предположим, вы решили пойти с человеком 50 на 50, хотя я могу сказать, 50 на 50 — это адское соотношение, никогда так не делайте, но предположим, чтобы упростить эту модель, вы пошли с кем-то 50 на 50. И вы решили, что доли будут вызревать 3 года. Это значит, что вы через полгода собираетесь, и 3 года — это 6 вот этих спринтов по полгода.

И вот вы через 6 месяцев собираетесь и смотрите: «Ага, то есть сделано то, что запланировано, вклад ценный, продолжаем вызревать дальше». Но через 6 месяцев вызревает, соответственно, 1/6 доли, всё очень просто. Через год вызревает 1/3 доли и так далее. Эта модель потрясающая, я её применял, она очень хорошо работает. Она делает потрясающие вещи: во-первых, она заставляет вас каждые 6 месяцев действительно задаться вопросом: «А что сегодня ценно? А, действительно, какой вклад? Продолжаем или нет?», подводить итоги.

Второе. Человек внёс действительно хороший вклад на старте, но всё это — не его область экспертизы или он дальше не хочет, потому что иногда партнёр говорит: «Ну всё, как бы я займусь чем-то другим, у меня появилось более перспективное направление». А что делать? Он уже какой-то вклад сделал, но, очевидно, что мы не можем с ним сохранять это 50 на 50, потому что я продолжаю пахать, а он — нет. То есть вот эта модель вестинга позволяет все эти вещи регулировать. Она очень классно работает, очень вам рекомендую.

Даже если вы планируете некое распределение долей, используйте вестинг, чтобы вот эти доли превращались в реальной доли в процессе вызревания. Таким образом, вам придётся корректировать ваши партнёрские отношения, что необычайно на самом деле здорово.

Это позволяет длинный путь проходить бесконфликтно, очень сильно оздоровляет отношения между партнёрами. Попробуйте это сделать, и, возможно, с вами это хорошо сработает. По крайней мере, это хорошо работает у меня и у нескольких наших клиентов.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем