редакции Выбор
Как снизить уровень стресса в IT-компаниях. Опыт Google
"Так исторически сложилось, что я программист. И психолог, да. Ну скучно мне было, признаюсь.
И вот до того, как выучиться на психолога, тоже думалось о том, как было бы хорошо, если бы в конторе был свой психолог.
Пока не пришло осознание, что цель психолога и работодателя прямо перпендикулярна. Работодателю надо, чтобы работник исправно пахал. А психолога цель — чтобы обратившийся за помощью почувствовал себя лучше. Надо ли говорить, что иногда оказывается, что этому «лучше» мешает как раз место работы? Не очень умный менеджер, одержимый KPI? Тупейшая организация процессов? Что-то там ещё? И в результате работы с психологом работник вполне может прийти к выводу, что в гробу он это всё видел. И работодатель вот прямо будет ему за это платить, да? Он будет платить, если вы нагнёте этику и будете удовлетворять его запросы, а не запросы обратившихся за помощью.
Это с одной стороны. С другой, как ярко демонстрируют комментарии, уровень доверия такому специалисту будет нулевым, если не отрицательным. И нужно быть либо совсем отчаявшимся, либо ну очень доверчивым, чтобы пойти к «корпоративному» психологу, а мне кажется, что в IT такие долго не задерживаются. Итого, что мы имеем? Давление с двух сторон, под которым психолог либо кладёт болт на «призвание» помогать, либо увольняется. Ну. Такоэ.
Что самое не смешное в этой ситуации — помощь людям, работающим в IT сфере, таки требуется. Я никогда не забуду фразу одного знакомого, который просто с непередаваемой тоской в глазах на мой вопрос «Почему ты считаешь, что нельзя говорить о том, что тебя гложет?» ответил «А что, меня кто-то будет слушать?» Да и фантазии о том, что «да какой стресс в этом вашем IT?!» или что достаточно взять себя за яйца, и всё будет как по маслу — в массах сильны весьма, да.
Вот и получается, что программисты часто, действительно, как стулья. Просто молча ломаются.
И, с моей точки зрения, это страшно. Потому что можно же было помочь, разрулить, да выслушать хотя бы, ведь программисты в целом умные люди, привыкшие думать и решать проблемы. Они и сами разберутся, если появится возможность разложить всё по полочкам, если позадавать вопросы, которые им в голову не приходили. Ведь когда варишься в чём-то, очень сложно взглянуть на это со стороны, да. Нужно. Можно. Помогает.
Но это явно не «корпоративный» психолог".
Остальные комментарии в треде были похожими. В основном все о конфликте интересов.
«Если бы я решил обратиться к психологу, нашёл бы кого подальше от работодателя».
«Со штатным терапевтом есть проблемы — нет уверенности в анонимности».
«Диагностируют выгорание — будут вооружены, что пора искать замену».
При этом все, включая основателей компаний и топ-менеджмент, понимают, насколько высокий уровень стресса в IT, и что с ним действительно нужно как-то справляться.
Вот только как?
Опыт Google
Прогуляемся по офису Google. А точнее по штаб-квартире Google Cloud, которая расположена в центре Кремниевой долины. Огромный офис состоит из пяти зданий и выглядит это всё, как дорогой курорт. В кампусе есть ресторан, бар, открытый бассейн, беседки, гамаки, спортивные площадки, игровые залы, грядки для выращивания овощей, пасека и другие локации для хобби. Сотрудникам выдают бесплатные велосипеды и ноутбуки, за еду и развлечения они тоже не платят. График работы свободный, при желании можно даже посреди дня пойти выпить в бар.
Кажется, что ты попал в рай.
Но так кажется случайным посетителям. Для сотрудников Google это привычная атмосфера. Кстати, работают они обычно в стандартных опенспейсах, задач критически много, времени на их выполнение катастрофически мало, а ошибки стоят очень дорого. Весь этот лакшери-антураж, конечно, позволяет немного отвлечься, но уровень стресса он не особо снижает. Так как от сотрудников по прежнему требуют многозадачности, экспертности и гиперответственности.
«Я лично наблюдала, как сильно стресс может снижать трудоспособность».
© Эллен Малларкей, вице-президент по развитию бизнеса в Messina Group
Данные Американского института стресса подтверждают, что напряжение никуда не девается:
- компании США каждый год теряют до $300 миллиардов из-за подавленного эмоционального состояния сотрудников;
- 83% сотрудников компаний страдают от стресса и около миллиона американцев каждый день пропускают по этой причине работу;
- стресс на рабочем месте приводит к 120 тысячам смертей в год.
На Западе давно поняли, что стресс вредит бизнесу гораздо больше, чем можно представить. Поэтому в США уже более 10 лет действуют различные программы по поддержанию ментального здоровья на работе. И одним из первых, кто их начал внедрять, стал тот же Google. Вернее, его сотрудник — Чейд Менг-Тан, инженер из Сингапура. В 2007 году он запустил курс Search Inside Yourself. Фактически, это курс медитации, однако Менг презентовал его как программу для развития эмоционального интеллекта, которая позволяет снизить стресс и повысить личную эффективность.
Конечно же, технологический гигант на этом не остановился. Вот уже несколько лет Google делает всё возможное для снижения стресса сотрудников:
- активно информирует работников о программах поддержания ментального здоровья;
- каждые два года проводит медицинское обследование, уделяя особое внимание психологическому состоянию;
- запустил программу улучшения сна с помощью цифровых технологий;
- тщательно обустраивает рабочие места сотрудников;
- оплачивает массажи, спорт и здоровое питание;
- увеличил количество отпусков, в том числе по семейным обстоятельствам;
- поддерживает инициативу Blue Dot — онлайн-общение с сетью людей, которые готовы поговорить с сотрудниками, если у них есть какие-то психологические проблемы или беспокойства;
- включил в пакет медобслуживания возможность посещения психотерапевта.
А с началом пандемии ведущий специалист по ментальному здоровью в Google Лорен Уитт должна следить, чтобы сотрудники компании находились в нормальном эмоциональном состоянии. Естественно, она делает это не сама. Над этим работает целая команда.
IT-специалисты не стулья, они не должны ломаться
Конечно, на работе нужно работать. И достигать при этом максимальной продуктивности. Однако компании не выгодно выжимать все соки с сотрудников, увольнять их и нанимать новых. Намного эффективнее будет обеспечить такие условия работы, при которых человек сможет справляться со стрессом.
В книге «Дневник» Чак Паланик пишет: «Любой стресс в достаточном количестве... плохой или хороший, любовь или боль, может сломить наш здравый смысл и подарить нам мысли и способности, которые не получить другим путём».
Это интересная идея. Определённый уровень напряжения необходим для развития. Преодолевая сложные ситуации, человек становится более целостной и сильной личностью, а в профессиональном плане достигает мастерства.
Для современных IT-компаний очень важно соблюдать этот баланс — давать сотрудникам ровно столько задач, с которыми они способны справиться, и обеспечивать при этом психологически комфортную атмосферу. Это не просто, так как атмосфера в офисе зависит от многих факторов: условий труда, соцпакета, графика работы. Но главная составляющая — эмоциональное состояние каждого сотрудника. И здесь мы приходим к необходимости психологического консультирования.
Психолог в IT-компаниях для борьбы со стрессом. Насколько это актуально?