Эффективность, эффект Даннинга-Крюгера, синдром самозванца и личный бренд
Ему, мол, крайне неудобно и передо мной, и перед телевизионщиками, но он не готов к съемкам, и вообще, не готов к публичности.
Мы несколько месяцев работали над созданием его личного бренда. Создали концепцию и стратегию продвижения Сергея. Подготовили и провели серию успешных переговоров с собственниками и руководством, с предложениями по оптимизации работы его направления. Изменили его имидж, убрали оттуда неформальные нотки, мешавшие образу эксперта. Тренировали навыки публичного выступления. Сергей открыл блог, писал туда регулярно, участвовал в различных тематических чатах и группах.
И вот теперь венец нашей работы — интервью для федеральной новостной программы. Мне стоило больших трудов уговорить знакомого редактора взять интервью именно у Сергея, который работал руководителем департамента в крупной финансовой структуре. И программа как раз делала сюжет о новых финансовых трендах в связи с пандемией.
Что же произошло? И почему Сергей хотел отказаться?
Я предложил прямо сейчас, ночью провести сессию по скайпу и разобраться в его ограничивающих убеждениях. По окончании мы решили, что утро вечера мудренее, и к 8 утра Сергей был должен принять окончательное решении и сообщить мне...
Работая с запросами клиентов на создание личного бренда, я выявил следующую закономерность. Большинство претендентов на личный брендинг — дилетанты, уверовавшие в свою особенность, востребованность и профессионализм. А вот настоящие, серьезные профессионалы как-то не рвутся к собственному брендированию.
Почему так происходит?
Это наглядная иллюстрация эффекта Даннинга-Крюгера. Если кратко: невежда уверен в том, что он — суперпрофи, а высококлассный профессионал считает, что недостаточно хорош, чтобы заявлять о себе как о суперэксперте. Чем меньше человек разбирается в вопросе, тем меньше объективности в оценке своей компетентности. Но! Чем лучше разбираешься, тем меньше уверенности в себе как в специалисте.
Создание личного бренда подразумевает публичность и претензию на то, что ты лучший, особенный, значимый для других. А значит, нужна убежденность, что это соответствует действительности. И если дилетант с легкостью бьет себя в грудь, доказывая, что он лучший, то профессионал тщательно взвесит свои достижения и будет сравнивать себя с признанными мастерами в своей сфере.
Вот и получается, что активно продвигаются, пиарят себя далеко не самые достойные. У ЦА создается ложное представление о компетенциях как бы «крутых» специалистов. И нередко именно по таким выскочкам оценивают уровень качества всего профессионального цеха.
А еще на фоне эффекта Даннинга-Крюгера у профи может проявиться и синдром самозванца. Именно это случилось с Сергеем. Накануне важного для себя события, он пришел к выводу, что его достижения — случайность, счастливое стечение обстоятельств. Он незаслуженно занимает ведущую позицию в компании. И некоторые его коллеги более достойны и компетентны. А значит, дальнейшее его продвижение будет неправильным и нечестным...
В свое время по просьбе собственника небольшой компании я разбирал ситуацию, когда молодого менеджера по продажам Виталия назначили руководителем. И за месяц из славного, своего парня он превратился в директивного начальника. Решил, что заслужил повышение харизмой, своими выдающимися организаторскими и аналитическими способностями. Начал учить работать более опытных и успешных бывших коллег. На возражения и замечания реагировал истериками. Видел в этом подвох и зависть. В итоге — конфликт и увольнение несостоявшегося руководителя.
Почему так произошло? Его назначение было случайным. Пробным, неким авансом. Эта должность предлагалась более достойным, но те отказывались по разным причинам, о чем Виталию деликатно не сообщили, щадя его самолюбие.
Уверенность — результат либо невежества, либо колоссальной работы над собой. Как писал Бертран Рассел: «Одно из неприятнейших свойств нашего времени заключается в том, что те личности, которые испытывают уверенность, являются глупцами, а те личности, которые обладают каким-либо минимальным пониманием и воображением, постоянно испытывают сомнения и являются нерешительными людьми»
«Молодец среди овец» не готов себя воспринимать в сравнении с молодцом реально. Но считает, что он круче молодца. Успокаивает себя. Неосознанно уходит от ситуаций конкуренции.
Завышенная самооценка — следствие быстрого, легкого или случайного успеха, удачного результата при минимуме усилий.
Согласно графику метакогнитивного искажения эффекта Даннинга-Крюгера есть «Пик» дилетанта/невежества — это зона комфорта. За ним располагается «Пропасть» отчаяния, страданий. Из пропасти несколько выходов:
· назад — «это не мое!»,
· остаться там и страдать, — депрессия и даже суицид,
· двигаться вперед — «я хочу, я смогу, когда научусь!».
В последнем случае можно выйти на «Плато» просветления, и, набравшись новых знаний, навыков, компетенций, двинуться к «Вершине» профессионализма.
Так вот Виталия судьба вознесла на пик дилетанта. Застрявшие на этом пике рассуждают так. «Я — крут! Если у меня появилась проблема, то это: случайность, невезение, происки, зависть конкурентов». У дилетантов проблемы с самокритикой. На критику реагируют обидой и защитными установками, типа: «если ты такой умный, почему такой бедный». Стараются найти крайнего, перевести стрелки. Успех других объясняют везением, связями, коррупцией, постелью, умением льстить «кому надо».
Дилетанту свойственна аназогнозия, когда подсознание блокирует информацию о недостатках, проблемах. И легче поверить, что оппоненты неправы или лгут, чем признать, что он дурак, невежда, сравнивая себя не с лучшими, а со случайными/худшими.
Кстати, есть отличия дилетанта от профана. Профан, как правило признает свою некомпетентность. А вот дилетант до последнего будет доказывать окружающим, да и себе, что он не профан, а профи.
Дилетант-начальник избавляется и опасается подчиненных, которые умнее, профессиональнее, чем он.
Как проверить свои установки и самоощущение? Близко ли вам такое состояние? Вы достигли успеха, вам радостно, и вы хотите поделиться этим с миром: «Жизнь прекрасна! Давайте радоваться вместе!». Или так: «Я много работаю над собой, повышаю уровень знаний, навыков, стараюсь узнать что-то новое. Меня ждет еще много удивительных и полезных открытий!»
Если у вас и окружения установка: Я — ОК, Ты — ОК, все нормально. Но если: Я Не ОК — Ты — ОК, то вместо радости будет раздражение, злость, обида на мир, и объяснение чужого успеха случайность или аморальностью.
Коллективные дилетанты, они же — диванные критики, удобно располагаются на своем Пике невежества, и скептически обесценивают все, что попадает в их поле зрения. Они не готовы радоваться успеху и достижениям других, это их печалит, раздражает, злит. Поэтому не дразните гусей! Не рассыпайте бисер перед свиньями!
Иногда уместно приуменьшение трансляции своей значимости агрессивно-дремучему большинству дилетантов, для экономии собственных сил и сохранения идентичности.
Если я вижу, что мой клиент пока на Пике невежества, моя задача — помочь ему принять ситуацию. Да, мы можем накачать твою значимость, но ты пока дилетант, и у тебя есть выбор остаться здесь (с неминуемым падением в Пропасть отчаяния), или ступить на тернистый путь развития. Из точки невежества в точку компетентности, сомневаясь, проверяя. Меняем установки: «Я прав/крут, остальные идиоты, завистники, враги!» — «Я пока неправ/не крут, но я хочу и стану лучше! Остальные — учителя, полезные критики!».
Если клиент уже в точке отчаяния и депрессии, это облегчает нашу задачу — часть пути уже пройдена. Ищем новые горизонты и — в путь!
А что Сергей? Состоялось ли его интервью? Накануне мы преодолели фазу реактивного отрицания, неприятия своих достижений, своего уровня компетенции. И утром, несмотря на то, что провел бессонную ночь, он был на удивление бодр и энергичен. Интервью понравилось телевизионщикам. И они хотят обращаться к нему регулярно.
Александр Кичаев http://kichaev.ru