редакции Выбор
Начинай сначала: как наладить работу с сотрудниками на удаленке
Удалёнка «живет» параллельно с пандемией. В «первую волну» почти половина всех трудяг России училась работать из дома, чуть позже три четверти удалёнщиков успели вернуться в офисы, но быстро стало понятно, что удалёнка обретает второе дыхание. Крупные компании уже решились перейти на дистанционный режим работы или официально его продлили:
- Qiwi plc продляет удалёнку вплоть до Нового года;
- Сбер отправляет на удалёнку минимум 50% штата;
- в Роснефти на удалёнке трудится 84% персонала, и выход в офисы пока не планируется;
- HeadHunter сохранит удалёнку до 1 января 2021 года.
Главное — это люди
Конечно, ни одна компания и ни один руководитель не хотят терять ни в эффективности, ни в прибыли. Но при переходе целого штата или его части на домашний офис важно понимать: главное — это люди. В условиях нестабильности, когда пандемия то и дело расшатывает и бизнес, и настроения, сохранить позитивный настрой непросто. Но от этого зависит многое.
Поэтому настаиваю: организовывая удалёнку, отталкиваться нужно от сотрудников. Здесь прямая взаимосвязь: счастливый сотрудник = заинтересованный сотрудник = максимальная отдача = высокие результаты = успешная компания.
Если цель — успешная компания, позаботьтесь о своих сотрудниках.
Один дома...
В условиях удалёнки самой главной проблемой сотрудники называют отсутствие привычного общения. Даже в условиях офиса корпоративный отдых в этом году, похоже, не светит. Но с этой позиции команда на удалёнке остается даже в выигрыше. Удивительно, но это так. Организовать корпоративный движ и морально поддержать коллектив можно с минимальными затратами.
З — забота
Главное — дать почувствовать команде, что их не бросили на произвол судьбы, что каждый — важен. Проявить заботу о коллективе нетрудно. Нужно лишь затратить время:
- Помогите создать комфортное рабочее место. Поинтересуйтесь, все ли есть у каждого сотрудника для работы. Может, у человека нет лишнего стола или ему приходится работать на табуретке... Обеспечьте всем необходимым — привезите кресло прямо из офиса, отдайте привычную мышку и гарнитуру. В пустующем кабинете все это без надобности. Зато сотрудник почувствует заботу и поддержку даже в мелочах.
- Интересуйтесь состоянием и проблемами сотрудников. Создайте небольшие анкеты, которые будете периодически рассылать удалёнщикам: в одной соберите вопросы, касающиеся непосредственно рабочих моментов, в другой спрашивайте про моральное состояние. Так вы сможете заранее предупредить возникновение и критичных моментов в выполнении непосредственно задач, и выгорание.
- Советуйтесь с сотрудниками. Зачастую, когда возникает какая-то проблема, люди сами на автомате ищут пути ее решения. Когда человек погружен в удалёнку, он сможет с большой долей вероятности и исходя из собственного опыта и положения, предложить способы, инструменты и конкретные шаги по оптимизации и упрощению работы из дома. А понимание того, что мнение слышат и учитывают, сыграет только в плюс.
Если хотите, чтобы каждый удалёнщик в вашей команде работал «с огоньком», заботьтесь о сотрудниках.
Онлайн-тимбилдинг
Сейчас вся жизнь в онлайне. Так чем же виртуальный тимбилдинг хуже?
- Познакомьтесь со своими сотрудниками. Если не сделали этого раньше, то сейчас — точно пора. Создайте небольшую анкету для удалёнщиков, включите вопросы про увлечения. Одним словом, выясните, что будет интересно команде, чтобы наметить план мероприятий.
- Создайте чаты по интересам. Это самый простой способ наладить не только рабочие коммуникации, но и простое межличностное общение. Пусть это будут чат с новостями, «болталка», где можно кинуть смешной мемасик и дружно его обсудить, чат для геймеров (если таковые в компании имеются) и т.д. Сделайте список площадок для общения, чтобы каждый знал, где можно отдохнуть и обсудить с коллегами не только работу.
- Делитесь полезными ссылками. Подбирайте списки по актуальным темам: какие фильмы и где можно посмотреть, на каких сайтах пройти бесплатные курсы, в каких магазинах идут распродажи, где можно заказать доставку вкусной еды или продуктов прямо на дом. Сотрудник получает полезную информацию, чувствует, что его жизнь пытаются сделать легче, а заодно экономит время на самостоятельный поиск;
- Корпоративы — в онлайн! Нет ничего лучше командных развлечений и совместного отдыха для образования команды и поддержания «боевого» духа. Вспомните, как объединяли класс в школе выездные экскурсии. Что можно сделать в удаленном формате:
— простые конкурсы. Запустите челлендж, актуальный для всех, конкурс мемов или фотографий «Моя жизнь на удаленке». Поверьте, от недостатка развлечений люди будут творчески подходить к вопросу. Главное, чтобы условия конкурса были не слишком замороченными;
— соревнования. Если среди коллег найдется, например, компания геймеров устройте «битву». Человек развлекается — в команду вовлекается. Или соберите команду и отправляйтесь на внешние соревнования защищать честь компании;
— совместное обучение. Удалёнка — не повод останавливаться в развитии. Подыщите курсы, вебинары, которые будут интересны, например, какому-то отделу. Если финансы ограничены, сконцентрируйтесь на бесплатных или выберите лектором кого-то из опытных сотрудников;
— встречи с интересными людьми. Один из самых простых форматов, который может решить множество личных вопросов сотрудников. Пригласите психолога — пусть расскажет, как пережить удалёнку; организатора пространства — модная тема, которая в режиме домашнего офиса становится еще и особенно актуальной, пусть расскажет, как «впихнуть непихуемое» и избавиться от лишнего, поддерживать порядок, когда постоянно находишься дома; фитнес-тренера, который будет вести, например, зарядки; повара — чтобы готовить быстро и в удовольствие. Как вы поняли, вариантов масса.
Если хотите, чтобы команда была заинтересованной, не дайте погрязнуть удалёнщикам в «бытовухе» — уделяйте время командообразованию.
Как найти на всё это время?
Здесь всё просто: если процесс работы на удалёнке налажен, то и время на корпоративные развлечения найдется. Здесь нужно уделить внимание «трем китам»: четкой постановке задач, распределению времени и контролю.
Для этого есть масса инструментов и ресурсов. Используйте те, что дадут максимальную отдачу именно в вашей компании:
- онлайн-календари. Помогают спланировать время, увидеть свободные «окошки» у специалистов, контролировать нагрузку. Самый простой и доступный вариант — Google-календарь;
- тайм-трекеры. Хороший способ отслеживать время каждого сотрудника. Для самих удаленщиков — вариант самоконтроля. Для примера: OfficeTime, Timely, Toggle;
- программы управления проектами. Это, как правило, уже ПО с широким функционалом — здесь можно ставить крупные задачи, делить их на подзадачи, назначать ответственных и т.д. Советую присмотреться к Basecamp, Trello, Asana;
- программы учета и контроля рабочего времени. Удобны со всех сторон: для руководителя собирают данные для формирования зарплаты и финансовой отчетности, для удаленщиков — показывают, что, когда делал, что отвлекало, в какое время наиболее трудоспособен. Вариантов таких программ много: Kickidler, StaffCop, TimeDoctor. Здесь уделите внимание функционалу: многие из них оснащены функциями «шпионов» — могут делать скриншоты экранов, записи видеозвонков и т.д. Этот момент затрагиваю специально, поскольку, на мой взгляд, такое недоверчивое отношение к коллективу на удалёнке может по-настоящему демотивировать. Насколько знаю, шпионский функционал полностью отсутствует в программе CrocoTime. Посмотрите, проверьте.
Чем четче выстроен рабочий процесс, тем спокойнее и удаленщику, и руководителю.
Цена вопроса
В большинстве случаев организовать удалёнку можно без вложений, либо с минимальными затратами. Судите сами:
- организация рабочего пространства удалёнщика — бесплатно, если отдать мебель и «железо» из офиса;
- создание анкет — бесплатно или за символические деньги на специальных ресурсах;
- корпоративные чаты — бесплатно в популярных мессенджерах;
- онлайн-встречи со специалистами — бесплатно по договоренности, есть вариант по бартерной рекламе в соцсетях компании, площадка — бесплатно или за небольшие деньги.
В большинстве случаев основной ресурс, который нужен, чтобы наладить работу с сотрудниками на удалёнке — это время, а не финансы.
Главное — будьте ближе к народу! Когда штормит со всех сторон, людям важно понимать, что происходит сейчас, и какие есть перспективы. Не оставляйте коллектив в информационном вакууме, не давайте поводов домысливать, а то и вовсе строить свои теории о будущем компании. Есть проблемы — говорите открыто, обсуждайте, ищите пути решения вместе с командой. Соучастие творит чудеса. Даже на удаленке.