Слово пацана: след в соцсетях
Результаты исследования показали, что слово «чушпан» чаще всего употребляют жители Белгородской области, а не Татарстана, где происходит действие сериала. По мнению пользователей, Данила Багров оказал наибольшее влияние на свое поколение.
О чушпанах стали говорить чаще
Сериал «Слово пацана» появился в эфире 9 ноября, но его обсуждения в соцсетях стали развиваться лишь через пару недель, после 3-й серии. Пика дискуссии и появление мемов по «Слову пацана» достигли 7 декабря, а всего за период показа сериала выявлено около 700 тыс. сообщений в соцсетях. Стоит отметить, что «Слово пацана», как локомотив, подтянуло за собой и интерес к другим, похожим телепроектам. Так, например, на волне успеха пацанского сериала в соцсетях в среднем в 4 раза выросло обсуждение «Бригады», популярного в начале 2000-х бандитского телешоу.
Но не в меньшей степени сериал «Слово пацана» повлиял на лексикон пользователей соцсетей. Самым популярным стало слово «чушпан», то есть не принадлежащий к молодежной группировке человек. Его упоминали 30 тысяч раз. И появилось оно в обороте интернет-пользователей именно благодаря «Слову пацана», так как ранее в соцсетях не было отмечено. А вот второе по популярности слово «щемить», т.е. притеснять, унижать, в ходу уже давно, хоть и не настолько распространено. Такими же нововведениями в речи стали «пришиться» и «фернанделька».
Кроме того, оказалось, что популярность выражений зависит от региона. Анализ показал, что пацанское слово «чушпан» стало особенно распространено среди пользователей соцсетей в Белгородской области. Также в десятку вошли Иркутская область, республика Хакасия, Челябинская область, Москва, Ненецкий автономный округ, Мурманская область, Санкт-Петербург, Свердловская область и Пермский край. Интересно, что Татарстан, откуда это слово и происходит, находится лишь на 22-м месте рейтинга.
Разумеется, самый большой след сериал «Слово пацана» оставил в виде мемов и цитат. Но очевидно также, что его влияние гораздо шире. Пацанский слэнг проникает как в переписку в соцсетях, так и в живую речь.
Анализ поисковых запросов показал, что пользователи с момента выхода сериала «Слово пацана» «чушпан» и взаимосвязанные с ним выражения искали около 2 млн раз. Для сравнения, примерно также часто искали «что подарить на Новый год».
Данила Багров оказал наибольшее влияние на свое поколение
Результаты проведенного онлайн-опроса показали, что пользователи больше симпатизируют роли Данилы Багрова и считают, что именно он оказал наибольшее влияние на массовую культуру и поколение своего времени. Так ответили 30%. На втором месте — Саша Белый (25%), а на третьем — Вова Адидас (17%). Еще 9% выбрали Виктора «Антибиотика» Говорова и Сергея «Кузьму» Кузьмичева (8%). Оставшиеся 11% не считают их кумирами своего времени. В опросе приняли участие более 1,6 тысячи респондентов.
Айта Лузгина, директор по развитию digital-агентства «Интериум»: «Приятно видеть, что российский сериал вызывает столь бурное обсуждение и находит отклик у широких слоев населения. В последние годы российский кинематограф активно развивается, появляются новые оригинальные проекты на любой вкус. В какой-то степени это связано с ограничением проката европейских и голливудских картин в наших кинотеатрах, а ждать релиза „в цифре“ порой приходится слишком долго. Аудитория переключается на отечественный продукт, благо российские стриминговые площадки предоставляют такую возможность. Иногда даже DIY-проекты без бюджета добираются до широкой аудитории — так было, например, с „Кибердеревней“: создателей короткометражек о жизни деревенских жителей, соседствующих с роботами и дронами, заметили ребята из Кинопоиска. Теперь это полноценный сериал с профессиональным продакшном и маркетингом, и один из хитов площадки».