Главное Авторские колонки Вакансии Образование
408 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Эффект Иллюзии правды

Эффект Иллюзии правды
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Всем привет! На связи редакция самого крупного telegram-канала о нейромаркетинге.

Эффект иллюзии правды (эффект достоверности, эффект правдивости, эффект повторения) — когнитивное искажение, которое выражается в склонности верить в достоверность информации после её многократного восприятия.

Этот психологический феномен объясняется тем, что уже знакомую информацию легче воспринять и проанализировать.

Психологические причины

Когда человек пытается определить, является ли полученная им информация правдой или ложью, он руководствуется двумя критериями: насколько высказывание логично и совпадает с его уже существующими знаниями, а также слышал ли он ранее что-то подобное. Люди склонны сравнивать новую информацию с уже знакомой.

Знакомые утверждения намного легче воспринять и осмыслить, чем те, которые мы слышим впервые. В результате этого у человека создается ощущение, что часто повторяемая информация является истинной.

Исследователи также связывают эффект иллюзии правды с феноменом «ошибка хайндсайта» и способностью более быстро и «бегло» обрабатывать уже знакомую информацию.

История

Впервые термин эффект иллюзии правды был введён в 1977 году в результате исследования, проведённого в университете Вилланова () и Темплском университете. В рамках этого исследования участников попросили оценить ряд простых утверждений как истинные или ложные. Дэвид Голдштейн, Линн Хашер и Томас Топпино представили одной и той же группе студентов список из 60 правдоподобных утверждений.

Спустя неделю студентам показали второй список, а ещё через неделю — третий. При этом 20 утверждении остались неизменными, а остальные 40 отличались в каждом. Участников попросили указать, насколько они уверены в истинности или ложности утверждений. В том числе, они должны были оценить свою убеждённость в правдивости каждого из них по шкале от 1 до 7. Средний балл «уверенности» студентов в истинности утверждения увеличивался с каждым повторным показом списка (с 4,2 в первом списке до 4,7 в третьем).

Это исследование наглядно демонстрирует, что повторение утверждения повышает степень уверенности человека в истинности высказывания.

Роль в рекламе

Хэмиш Прингл и Питер Филд в своей книге «Бессмертие брендов: как бренды могут жить долго и счастливо» проанализировали 1400 самых успешных рекламных кампаний согласно данным института специалистов по рекламе. Исследование показало, что эмоциональная реклама намного эффективнее рациональной. Поэтому сейчас всё больше компаний пытаются воздействовать именно на эмоции во время своей рекламной деятельности.

С помощью эффекта иллюзии правды реклама, которая часто повторяет необоснованные утверждения о продукте или услуге, может быть эффективна. Стимулирование продаж связано с тем, что люди начинают верить в информацию, потому что думают, что услышали её из авторитетного источника

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем