ЭТП будущего, или как Big Data меняет тендерный рынок
Как все устроено
По самым скромным подсчетам, в России порядка 200 тысяч организаций-заказчиков и более 400 тысяч компаний-поставщиков. Электронные торговые площадки — связующее звено между ними. Именно там заказчики размещают информацию о закупках, а поставщики выбирают тендеры для участия, там же проходят сами торговые процедуры.
Для успешной работы ЭТП нужно три слагаемых: заказчики с бюджетами для регулярных закупок, пул активных поставщиков и комфортная среда взаимодействия на самой площадке. Обеспечить все это помогают технологии. Внедряя дополнительные сервисы под конкретные задачи, площадки получают явные конкурентные преимущества, увеличивают свою аудиторию и повышают ее лояльность.
Данные решают
В России 8 федеральных ЭТП и более 1 тысячи коммерческих площадок. В любой сфере конкуренция задает темп, но в электронной торговле при этом остается огромный потенциал для сотрудничества. Это становится возможным благодаря открытым данным, интегрируя которые игроки рынка могут развиваться сами и предлагать другим участникам принципиально новые подходы и решения.
Например, площадки могут продолжать развитие своих IT-компетенций, становясь сервис-провайдерами и предлагая пользователям различные рекомендательные модели. Используя открытые данные о компаниях и ценах, по которым заключались госконтракты, площадка может добавить в свой функционал сервисы проверки контрагентов и автоматического обоснования НМЦК. Обогатив существующие базы данными о торгах, ЭТП может подбирать поставщиков и приглашать на конкретную процедуру компании с максимальной вероятностью победы. О примерах таких интеграций мы подробно рассказывали в отдельной статье.
Возможности API позволят задать для массива данных
нужные параметры и получать их максимально быстро. Таким образом, со временем
площадки все больше будут превращаться в маркетплейсы с разнообразными внутренними
сервисами для всех категорий пользователей.
Синергетический эффект
Внедряя новые сервисы, площадка не только усиливает собственную позицию, но и помогает остальным игрокам рынка. Так, поставщики узнают о большем количестве торгов, быстрее принимают решения об участии и могут активнее заключать контракты. Заказчики, в свою очередь, назначают оптимальные цены своим закупкам, расширяют пул поставщиков и в любой момент могут проверить их благонадежность. В конечном итоге государство получает более открытый и конкурентный рынок, а также располагает всей необходимой аналитикой для принятия регуляторных решений.
Площадкам на заметку
80% клиентов Seldon — компании-поставщики. Наиболее крупные из них используют внутренние информационные системы, автоматизирующие работу тендерного отдела. Такие решения упрощают поиск и мониторинг торгов, помогают распределять процедуры и эффективно организовывать работу с ними, а также обеспечивают руководителя тендерной аналитикой. Интеграция таких систем с ЭТП и автоматическая подача заявок могут стать следующим шагом в развитии отношений площадок с клиентами. ЭТП, которые реализуют это, гарантированно обеспечат себе долгосрочное сотрудничество с активными поставщиками.
Разумеется, нет единственно правильной стратегии развития электронных торговых площадок. Одно ясно точно: пришло время внедрять новые сервисы и делиться данными. Успех сегмента B2G — в синергии!