Как выбрать маркетплейс, если площадки так похожи друг на друга: плюсы и минусы разных маркетплейсов в 2023 году
С этой информацией легче сделать правильный выбор. О преимуществах и недостатках популярных российских маркетплейсов в 2023 году, рассказал управляющий партнер компании «Лирейт» Юрий Горбачев.
Плюсы и минусы торговли на маркетплейсе
Прежде чем разбирать условия каждой площадки, нужно понять, стоит ли в 2023 году выходить на маркетплейсы. Есть мнение, что успеха новичкам на этих площадках уже не добиться. Однако это утверждение продолжают опровергать настойчивые и целеустремленные селлеры, которые выходят на маркетплейс и в короткий срок добиваются высоких продаж.
Укреплению маркетплейсов способствовали карантины, уход иностранных брендов из России и другие менее значимые события. Поэтому, несмотря на конкуренцию, шанс успешно стартануть остается высоким.
Если вы все еще не уверены, что хотите попробовать себя в роли продавца на известной онлайн-площадке, предлагаем рассмотреть плюсы и минусы такой деятельности в 2023 году.
Начнем с плюсов:
- Для выхода на маркетплейс нужно выполнить минимум действий. Часто достаточно пройти стандартную регистрацию.
- Вы сразу получаете многомиллионную аудиторию. Не всегда нужно настраивать рекламу и тратить на нее деньги, чтобы привлечь трафик, часто все происходит само собой.
- Широкая география продаж. Товар доступен для покупателей по России, иногда и для других стран тоже, что увеличивает шансы на покупку.
- Продуманная логистика. Маркетплейсы сами продумывают путь товара от продавца до покупателя и осуществляют процесс по уже отработанной схеме.
- Низкий порог входа. Как правило, вложений нужно немного. Часто нужно только закупить товар и оставить финансы на оплату обязательных расходов.
- Есть места для хранения товара. Селлер выбирает, где хранить товар: воспользоваться складом площадки или другими вариантами.
- Доступность для потребителей в любое время. Даже ночью в воскресенье система обрабатывает заказы, селлер может в это время отдыхать и заниматься другими делами.
- Доступ к аналитике. На каждой площадке есть инструменты, которые помогают контролировать обстановку на маркетплейсе и вовремя принимать решение.
- Клиенты доверяют маркетплейсу больше, чем незнакомому магазину. Гораздо охотнее люди оплачивают онлайн покупки на маркетплейсе, нежели на сайте компании или производителя.
- Возможность быстро протестировать спрос на товар без лишних вложений. Не нужно создавать отдельно лендинг, чтобы протестировать спрос, сделайте карточку товара и посмотрите, будут ли потребители покупать.
- Не нужно набирать штат сотрудников, первые шаги можно делать в одиночку. Для обслуживания собственного бизнеса могут понадобится дополнительные люди, на маркетплейсе все автоматизировано, поэтому держать сотрудников на первых этапах нет смысла.
- Не нужно покупать онлайн-кассу, регистрировать ее и обслуживать, это сделает маркетплейс. Торговля через собственные площадки сопряжена с трудностями и дополнительными действиями.
Минусы:
- Большая конкуренция на популярных площадках. При этом пока еще есть ниши, в которых конкуренция не так высока. Если есть желание работать на онлайн-площадке, нужен тщательный анализ.
- Большинство площадок требуют от селлеров свидетельство на товарный знак, сертификаты, декларации. Маркетплейсы дорожат репутацией, поэтому большое внимание уделяют документам селлера.
- За хранение, логистику и другие действия нужно платить маркетплейсу.
- Маркетплейс блокирует товар или продавца при нарушении правил площадки и закона. Иногда блокировки случаются по ошибке, но это редкость.
- Дополнительные расходы, которые не всегда получается учесть. Новичкам трудно просчитать все расходы, некоторые из них носят непостоянный характер, например, возвраты.
- Внезапное повышение комиссий и сборов без предупреждения. Условия оферты маркетплейсы меняют в одностороннем порядке, конечно, в сторону собственного обогащения, что иногда губительно для селлеров.
- Приходится конкурировать по цене. Установить ту стоимость, которую вы считаете нужным, не получится, площадки следят за уровнем цен на аналогичные товары. Селлерам приходится устанавливать цены, которые близки к конкурентам.
Таковы общие преимущества и недостатки работы на маркетплейсе в 2023 году. Если минусы вас не смущают, можно переходить к выбору конкретной площадки для работы.
Как выбрать подходящий маркетплейс?
Чтобы принять правильное решение, проанализируйте вашу ситуацию и бизнес-модель. «Примерьте на себя» важные критерии перед выходом на площадку и выберите то, что лучше соответствует вашим представлениям о прибыльном бизнесе:
- Востребованность вашего товара на площадке. Нужно провести анализ разных площадок с помощью аналитических сервисов, чтобы понять, где ваш товар имеет больший спрос. На разных площадках свои приоритетные ниши. Нужно выбирать тот маркетплейс, где интерес к вашему товару высокий.
- Комиссии и сборы. На каждом маркетплейсе разные размеры комиссий и сборов. При этом они неодинаковы в категориях: на WB может быть — 5%, а на Озон — 12%. Это нужно учитывать, сравнивать показатели и выбирать вариант, который повышает прибыльность вашего бизнеса.
- Разрешенные категории продавцов. Например, на Lamoda не могут торговать самозанятые. Это значит, что для того, чтобы зайти на эту площадку нужно открывать ИП или регистрировать юридическое лицо.
- Условия пользования. В оферте или договоре с маркетплейсом указаны основные правила и ограничения для селлеров. Нужно изучить их, чтобы в дальнейшем не нарушать, не платить штрафы и эффективно работать на площадке.
- Уровень конкуренции. На некоторых площадках конкуренция в определенных нишах критично высокая, особенно в популярных и востребованных категориях. Это немаловажный критерий при выборе площадки.
- Участие в акциях. Некоторые маркетплейсы заставляют своих селлеров участвовать в акциях и предоставлять скидки. Это убытки, если продавец заранее не предусмотрел возможность акции и не добавил к стоимости величину скидки.
- Близость складов и пунктов выдачи. Чем ближе они находятся, тем легче и дешевле селлеру доставлять туда товар.
- Уровень поддержки продавцов. На некоторых площадках администрация быстро реагирует на вопросы и запросы селлеров, есть обучение и рекомендации по продвижению, на других — этого нет, приходится экспериментировать и пытаться самостоятельно решить возникающие проблемы.
Изучите интересующие маркетплейсы по этим пунктам и сравните результаты, так будет легче принять решение. Помимо этого, нужно выявить плюсы и минусы каждой площадки.
Wildberries
Это самая популярная площадка в России как среди селлеров, так и среди покупателей.
Плюсы:
- Маркетплейс универсален. Туда можно зайти почти с любым товаром и найти своих покупателей.
- Площадка редко запрашивает у продавцов документы на товар: свидетельства на товарные знаки, сертификаты и декларации. Регистрироваться можно без них.
- Три варианты сотрудничества: FBO, FBS, DBS. Можно выбрать то, что удобно.
- Приемлемый график выплат — каждую неделю. Это снижает вероятность кассового разрыва.
Минусы:
- Периодические технические сбои.
- Долгое ожидание ответа от службы поддержки.
- Теряется товар. Часто посылки находят, но за время поиска селлеры успевают достаточно серьезно понервничать.
- Невозвратный взнос при регистрации — 30 000 рублей.
- Частое повышение суммы комиссий и сборов.
- Площадка активно штрафует и блокирует даже за небольшие ошибки в работе.
В целом новички чаще выбирают именно этот маркетплейс для начала своего бизнеса.
OZON
Второй по популярности маркетплейс в России. На данный момент селлеры отмечают , что обстановка на нем лучше, чем на WB.
Плюсы:
- Есть система знаний, которая доступна каждому селлеру.
- Удобный личный кабинет.
- Заслужил доверие потребителей.
- Зайти на площадку можно почти с любым товаром.
- Значительно меньше историй с утерей товаров или некачественной доставкой.
- Добровольное участие в акциях.
- Бесплатная регистрации на площадке.
Минусы:
- Выводить деньги можно только 2 раза в месяц или с оплатой дополнительного сбора.
- За возвраты платит продавец.
Этот вариант тоже стоит рассмотреть начинающему селлеру.
Яндекс.Маркет
Это менее популярная площадка в России, но она входит в ТОП-5.
Плюсы:
- Селлер может отказаться от участия в акциях.
- Относительно первых двух маркетплейсов конкуренция низкая.
- Четыре модели сотрудничества.
- Можно получать выплаты даже ежедневно.
- Акции для продавцов.
- Маркетплейс старается поддерживать селлеров и быстро реагировать на их вопросы.
- Можно подключиться к уже существующей карточке товара, а не создавать собственную.
Минусы:
- Товар может уйти с витрины, если нарушены правила, а они меняются часто.
- При возврате не контролируется качество возвращенного товара и его оригинальность, есть риск мошенничества.
- Большая конкуренция в нишах: электроника и бытовая техника.
В качестве первой площадки Яндекс.Маркет мы не рекомендуем выбирать, дополнительно торговать там можно.
Lamoda
Этот онлайн-маркетплейс специализируется на продаже одежды, обуви и аксессуаров от известных брендов.
Плюсы:
- Преимущественно платежеспособная аудитория.
- Нет отдельной платы за логистику.
- Маркетплейс сам общается с покупателями.
- Площадка не принуждает селлеров к участию в акциях.
- Быстрый вывод заработанных денег.
- Маркетплейс следит за качеством товара, поэтому к нему огромное доверие у потребителей.
Минусы:
- Попасть туда могут не все.
- Нужно иметь зарегистрированный товарный знак.
- Обязательно сертифицировать и декларировать товары.
- Самые высокие комиссии — до 70%.
- Большинство процессов нужно проводить вручную.
- В любой момент маркетплейс может прервать сотрудничество без объяснения причин.
- Строгие требования к контенту: фото и описаниям.
Ламода не для всех. Мелкие селлеры, которые занимаются перепродажей чужого товара туда точно попасть не смогут.
Сбермегамаркет
Относительно новый перспективный маркетплейс, который принадлежит Сбербанку.
Плюсы:
- Лояльное отношение к продавцам.
- Небольшая конкуренция в сравнении с крупными маркетплейсами.
- Маркетплейс перечисляет заработанные деньги 2 раза в неделю.
- На маркетплейсе часто проходят акции, которые спонсирует сама площадка.
- Продавец может выбрать схему «Закажи и забери»: покупатель заказывает и сам забирает товар, например, из офлайн-магазина продавца.
- Пока на маркетплейсе небольшая конкуренция, подойдет для новичков.
Минусы:
- Мало складов.
- Относительно небольшая аудитория в сравнении с лидерами.
СберМегаМаркет смело рекомендуем новичкам. Площадка будет развиваться и захватывать рынок. В этом случае лучше зайти на нее как можно раньше.
Работа сразу на всех маркетплейсах — шанс, что вас увидят больше покупателей и возможность компенсировать просадки продаж на одной площадке за счет другой. Начинать нужно с подходящего по условиям маркетплейса, чтобы укрепить свои позиции и не потерпеть неудачу в самом начале, когда еще нет запасных вариантов. Потом можно выходить на другие площадки, имея надежную основу.
Большинство селлеров стартуют с WB, но это лучший вариант не для всех. Возможно, подходящий вам маркетплейс не попал в нашу подборку, но вы можете провести анализ любой площадки, используя критерии, которые мы указали в этой статье.