Главное Свежее Вакансии Образование
241 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как фрилансеру защитить результат своей деятельности?

В этой статье мы расскажем, как фрилансеру защитить результат своей деятельности и оформить сотрудничество с заказчиком грамотно.

Не каждый фрилансер знает, что он имеет права на результат своей деятельности. А вот с воровством текстов, изображений, логотипов сталкивался почти каждый опытный специалист. Кажется, что защитить свою работу фрилансеру невозможно, ведь нет законодательной базы, регулирующей эту сферу. Но это не так.

На что фрилансер имеет право?


Фрилансерам не стоит унывать, ведь их заказчики порой и сами не особо заботятся о законном приобретении прав на их произведения. Нанимая маркетологов, сеошников, копирайтеров, разработчиков, дизайнеров, заказчики считают, что договор заключать необязательно, но только до того момента, пока не столкнуться с невозможностью использования заказанного объекта у фрилансера.

Статья, картина, логотип, программный код, макет баннера — это интеллектуальная собственность фрилансера. Чаще всего это нечто нематериальное. Этот факт немного осложняет ситуацию, когда возникает спор между фрилансером и заказчиком.


Рекомендуем заключать договор на оказание услуг, если результат вашей деятельности неосязаем. Например, SMM-специалисту платят за процесс ведения и продвижения аккаунта в социальной сети, а не за конкретный результат. А вот копирайтер может заключить договор авторского заказа. Договор подряда предполагает наличие материального объекта. Например, разработчик сайта может выбрать этот вид соглашения. Каждый договор имеет свои характеристики, поэтому делайте выбор обдуманно.

Помните, что при создании объекта у вас появляются на него имущественные и неимущественные права.

Имущественные права можно продать или передать по договору. В эту категорию входит право использования объекта. Правообладатель может распоряжаться, ставить запрет или, наоборот, давать разрешение на использование другим лицам.

Никто, кроме автора, без его согласия не может свободно распоряжаться и использовать объекты творческого труда. Нарушителю может грозить даже уголовная ответственность.

Неимущественные права передать другим лицам нельзя. Даже при отчуждении исключительных прав, вы все равно будете считаться автором.

Помимо полной передачи имущественных прав, вы можете частично разрешить использовать результат вашего труда. Например, можно указать, что вы разрешаете размещать ваши иллюстрации на сайте заказчика только в течение 5 лет.

Проблемы в отношениях фрилансеров и заказчиков


Фриланс набрал популярность, но до сих пор нет четких алгоритмов защиты прав фрилансеров. Рассмотрим наиболее популярные проблемы, которые возникают при сотрудничестве.

Бесплатное тестовое задание


Уже на первом этапе сотрудничества следует насторожиться, если вам предлагают выполнить тестовое задание бесплатно. Так действуют многие «хитрые» заказчики. Они дают техническое задание, специалист его выполняет, его работу отклоняют, но через время можно обнаружить материал, например, на сайте заказчика. Договор на тестовое задание заключить захочет не каждый клиент. Поэтому лучший вариант взять предоплату. Остальные уловки — результат на скрине, водяные знаки — работают не во всех случаях. Если заказчик опасается потерять деньги, предложите все-таки заключить договор.

Нет договоренностей о переходе исключительных прав


Распространенная ситуация: заключен договор, но в нем не прописано, кому принадлежат исключительные права на объекты. В этом случае пострадает скорее заказчик, ведь по умолчанию права использования останутся у автора. Фрилансер сможет предъявить заказчику претензию.

Заказчик не разрешил использовать произведения в портфолио


Если исключительные права все-таки перешли к заказчику, то использовать результат своего интеллектуального труда для портфолио нельзя. Но после опубликования объекта заказчиком, вы можете использовать частично объект для демонстрации своих профессиональных качеств, а также размещать ссылку на опубликованный материал в рамках правомерного цитирования.

Фрилансер использовал при работе чужие результаты интеллектуальной деятельности


По общему правилу, фрилансер обязан создавать объекты личным творческим трудом, но иногда может намеренно или случайно использовать объекты, принадлежащие другим лицам. Например, дизайнер может взять для создания иллюстрации фото и картинки из сети Интернет. В данном случае фрилансер не защищен от претензий заказчика. При обнаружении факта использования чужих объектов в работе он обязан вернуть заказчику деньги и выплатить компенсацию, если тот понес убытки по вине исполнителя.

Заказчик использует неоплаченные объекты, созданные фрилансером


Это наиболее распространенная ситуация в мире фриланса. Заказчик получил результат, но платить отказался. Он может обосновать это ненадлежащим качеством, но потом в том же виде начинает использовать объекты в своих целях. Если грамотно был заключен договор, то заставить заказчика заплатить легче. Но при его отсутствии есть только один вариант — потребовать компенсацию через суд за использование материалов без согласия автора.

При этом необходимо зафиксировать правонарушение. Сейчас необязательно обращаться к нотариусу, достаточно сделать скриншоты и видеозаписи. Важно, чтобы была зафиксирована дата, адрес сайта. Также желательно составить акт осмотра, в котором будут указаны лица, участвовавшие в этом процессе. Еще понадобятся доказательства авторства. Используйте исходники, файлы, которые были созданы раньше, чем представленные заказчиком экземпляры. С нарушителя можно взыскать от 10 тысяч до 5 миллионов рублей или двойную стоимость контрафакта.

Заказчик указал себя автором произведения


Такое случается часто, но мы уже знаем, что авторство — это величина постоянная. Вы не можете передать право быть автором своему заказчику. Если вы договорились, что материалы будут выходить под именем заказчика, то это не совсем нормальная ситуация прежде всего для него, ведь вы в любой момент можете доказать через суд, что он нарушает ваше право на авторство. Помимо этого, вы можете взыскать компенсацию за моральный вред. Если заказчику необходимо указывать себя в качестве автора, то вы либо соглашаетесь с этим, либо не работаете с ним. Отношения строятся в этом случае исключительно на доверии.

Заказчик задерживает оплату


Если имеет место задержка по вине заказчика, то вы можете потребовать сумму долга + неустойку, если это прописано в договоре. Вы вправе добавить к сумме долга проценты, размер которых определен в ГК РФ.

Если возникли споры в ходе сотрудничества, прежде чем обращаться в суд, необходимо отправить заказчику досудебную претензию. Придется подождать ответа в течение 30 дней, если требования проигнорируют, обращайтесь в суд. Но помните, если вы не платите налоги, то есть вероятность, что к ответственности привлекут и вас.

Универсальные советы для фрилансеров, которые снизят риски


1. Берите предоплату. Ее размер может быть от 30 до 100%. Обычно серьезно настроенные на сотрудничество клиенты спокойно перечисляют 30-50% от суммы.

2. Заключайте договор. Недобросовестный клиент не станет подписывать официальный документ. А если выполнять свои обязательства откажется клиент, с которым вы оформили договор, то в суде будет легче обосновать свою позицию.

3. Не ленитесь проверять клиентов с помощью поиска в Интернете и в сообществах фрилансеров. Обычно там в лицо знают тех, кто «ворует» чужой труд.

4. Фиксируйте авторство. Самый простой способ — отправить самому себе настоящее или электронное письмо и не открывать его. Важные объекты можно депонировать в специализированных организациях.

5. Работайте через биржи. Там есть сервисы безопасных сделок. Один минус — на биржах трудно найти высокооплачиваемые заказы, именно за это их не любят фрилансеры.

6. Присылайте работу в виде скриншота, макета с низким качеством или защищенного файла. Сейчас имеются программы для распознавания и снятия защиты с любых файлов, но не все умеют ими пользоваться, к тому же результат оставляет желать лучшего. А для дизайнера это отличный вариант обезопасить свою работу и презентовать ее заказчику.

7. Скидывайте частями. Если задание объемное, поделите его на несколько равных частей и отправляйте клиенту по мере готовности и проведения оплаты. Этот способ подойдет даже разработчикам сайтов.

Многие фрилансеры считают, что оформление договоров — это слишком долго и не нужно. Если у вас небольшие заказы, вы не расстроитесь, если результат вашего труда украдут, можете не оформлять соглашения с заказчиками. А если вы цените свою работу и не готовы дарить свои объекты интеллектуальной собственности, оформляйте сотрудничество грамотно. Недобросовестных заказчиков больше, чем вы думаете.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем