Главное Свежее Вакансии   Проекты
251 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Общепит после пандемии: стоит ли сейчас открывать кафе?

Основатель сети Престо и депутат Архангельской городской Думы Петр Ватутин считает, что многие рестораны не смогут пережить пандемию. Однако сейчас хороший момент для тех, кто думает выйти на данный рынок.

За прошедший год в центре Москвы было вынуждено закрыться более 200 различных кафе и ресторанов. Несмотря на поддержку властей, многие точки общественного питания не смогли оправиться после вынужденного закрытия в период самоизоляции. После летнего снятия части ограничений эксперты говорили о росте деловой активности: было заметно также и оживление в сфере общепита. Чувствовалось, что люди соскучились по встречам с друзьями и коллегами в любимых кафе. Однако экономические последствия не прошли бесследно не только для предприятий малого и среднего бизнеса, но также и для граждан.


Рабочая группа по вопросам поддержки бизнеса

В начале осени стало очевидно, что россияне перешли к сберегательной модели потребления. Так, многие столичные рестораны и кафе стали говорить о значительном снижении средней выручки: падение составило по разным оценкам от 30 до 40%. Снизился и средний чек. Ближе к декабрю собственники заведений общепита надеялись на то, что ситуацию удастся переломить в период предновогодних праздников. Но на фоне ухудшения эпидемиологической ситуации в стране и в мире какой-то ощутимый рост выручки смог лишь продемонстрировать онлайн-сегмент. Многие кафе спасались доставкой: кто-то сделал упор на собственную доставку, кто-то стал активнее сотрудничать с агрегаторами доставки еды. Значительная доля граждан старалась придерживаться рекомендации властей оставаться дома и не выходить без острой необходимости.

Неудачный декабрь, а также отказ многих компаний от проведения корпоративов вынудил многие заведения закрыться уже навсегда. Сеть заполнилась большим количеством предложений о продаже готового бизнеса. Хороший ресторан можно было купить фактически дешевле стоимости комплекта необходимого ресторанного оборудования. Число закрытых ресторанов почти на 35% превысило показатели 2019 года. Возможно, что сложившаяся ситуация стала следствием непонимания предпринимателями того, как себя правильно вести в условиях ограничительных мер из-за пандемии. Будущее не стало более определенным ни для кафе, ни для собственников помещений.

Однако текущее положение вещей привлекло в сектор большое количество людей, которые осознали, что наступил подходящий момент для того, чтобы приобрети готовый ресторанный бизнес с минимальными вложениями. Так, в разных точках Москвы время от времени открываются новые заведения с минимальным обновлением интерьера, сделанного предыдущими собственниками, либо с измененной концепцией проекта и меню.

Крупные города и регионы

Как ни странно, но резкий спад ощутили рестораны в крупных городах, таких как Москва или Санкт-Петербург. В регионах, если судить на примере некоторых заведений, средний чек снизился незначительно, а общая выручка по сравнению с летними месяцами стала заметно выше. Вероятно, что на устойчивость бизнеса в небольших городах и населенных пунктах действуют несколько факторов: относительно невысокая стоимость аренды помещений, менее взыскательная клиентура и небольшая конкуренция. Но даже те заведения, у которых пока все хорошо, вынуждены меняться. Борьба за платежеспособного потребителя значительно усилилась, поэтому сеть «Престо» тоже сделала ставку на высокое качество не только в своей московской точке, но и в других городах.

Предприниматели, продолжающие работать в индустрии, стараются сохранять оптимизм. Затянувшийся спад, по их мнению, обязательно должен смениться периодом роста. Но таких все меньше. Рынок продолжает очищаться от малоэффективных и нерентабельных заведений. Некоторые аналитики говорят о том, что больше всего пострадали именно бюджетные и недорогие рестораны и кафе. А часть ресторанов с высоким ценником и хорошим качеством смогла сохранить свою аудиторию, доходы которой не сильно пострадали в 2020 году по сравнению со средним классом. Скорее всего, в наступившем году рынок продолжит сокращаться, но в центре Москвы в определенных локациях будут появляться новые фуд-проекты.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем