редакции Выбор
ТЗ на создание сайта: составляем правильно
ТЗ на создание сайта: составляем правильно
Невозможно построить хорошее здание без качественного фундамента, то же самое можно сказать и о создании сайтов, нельзя получить отличный результат, если предварительно не составить корректное техническое задание.
Под ТЗ подразумевают подробное описание требований, которым должен соответствовать разрабатываемый сайт. Главной целью этого документа является достижение полного взаимопонимания между заказчиком и исполнителем. Следовательно, чем качественнее заказчик составит ТЗ, тем лучше будет понята необходимая информация исполнителем, что исключит множество спорных моментов в процессе разработки.
Для чего необходимо техническое задание
Не имеет значения, кто будет выступать в качестве исполнителя — родственник или знакомый заказчика, фрилансер или представитель специализированной компании, в любом случае потребуется техническое задание. Если результат не будет соответствовать ожиданиям заказчика, то он легко сможет потребовать доработать сайт, ссылаясь на определенный пункт ТЗ.
Можно сказать, что техническое задание является законом, который нужно строго соблюдать. Любые моменты, которые не прописаны в документе, исполнитель имеет право исполнять так, как сам посчитает нужным, что не всегда может понравиться заказчику. Следовательно, чем больше моментов оговорено в ТЗ, тем больше сайт будет соответствовать пожеланиям заказчика.
Как выглядит ТЗ
Например, заказчик желает получить сайт-блог с какими-то полезными материалами, которые предоставляются бесплатно, также на сайте размещена информация об авторе и его контакты. По такому заданию заказчик может предоставить сайт-одностраничник, с перечнем предложенных материалов, блоком об авторе и блоком контактов. Но, как правило, оказывается, что заказчик ожидал совсем другое. Он мог хотеть видеть новостной блок, предложение записаться на курс, призыв оформить подписку, множество мультимедийных составляющих и так далее.
В данной ситуации виноваты обе стороны, заказчик не составил четкое задание, а исполнитель поленился уточнить нюансы, однако, исполнитель вполне может отказаться от доработок, так как задание полностью соответствует первоначальному ТЗ. Следовательно, в ТЗ должны быть представлены даже самые мелкие нюансы.
Корректное составление ТЗ
- Писать однозначно и максимально точно. Из описания необходимо исключить субъективные характеристики, например, удобный, красивый и так далее, так как для каждого человека эти понятия раскрываются по-разному. Стоит использовать измеряемые и точные характеристики. Например, понятие «сайт должен легко справляться с высокими нагрузками» можно заменить на «сайт должен справиться с единовременным использованием 50 тысячами посетителей», а понятие «быстрая загрузка ресурса» лучше заменить на «ресурс должен достигать определенного количества баллов Google PageSpeed».
- Общая информация. Стоит указать тип сайта, например, онлайн-магазин, визитка и так далее. Также необходимо обозначить задачи сайта, его аудиторию, цели, функции и прочие тонкости.
- Инструменты. Важно обозначить пожелания относительно используемых инструментов, платформах и движках, если это имеет значение. Например, заказчик желает получить сайт-визитку именно на Битрикс, но не указывает это в ТЗ, в результате чего может получить сайт на Tilda.
- Пожелания. Например, заказчику важно, чтобы сайт идеально адаптировался под различные экраны и платформы, несмотря на то, что все современные сайты, как правило, создаются по такому принципу, лучше указать это в ТЗ, чтобы исключить возможные недочеты.
- Структура. Перед тем как приступать к внешнему облику сайта, важно обозначить его структуру. Как правило, такие моменты лучше обсудить с исполнителем, чтобы совместно определить наиболее оптимальный вариант. В ТЗ структура может быть изложена посредством блок-схемы или списком.
- Визуализация структуры. Это достаточно сложный процесс, важно четко согласовать все нюансы, чтобы получить действительно желаемый результат. Если имеется возможность привлечь профессионального дизайнера для отрисовки прототипов, то лучше ее использовать. Если прототипы отсутствуют, то исполнитель самостоятельно будет разрабатывать дизайн оформления ресурса.
- Сценарии. Если ресурс создается не только в качестве визитной карточки, то необходимо прописать сценарии, которые будут описывать всевозможные варианты взаимодействия посетителя с сайтом. Например, если на сайте имеется возможность заказа товара, то важно в ТЗ указать действия, которые посетитель должен выполнить для этого.
- Контент. Не всегда исполнители готовы наполнить сайт контентом самостоятельно, часто они просят его предоставить. Если необходима разработка наполнения, заказчику лучше обозначить это в ТЗ.
- Дизайн. Этот пункт добавляется в ТЗ, когда у заказчика уже имеется четкое понимание по поводу стиля сайта, цветовых решений и так далее. Если предварительного представления о дизайне у заказчика нет, то, как правило, дизайн обсуждается с исполнителем в ходе разработки ресурса.
Заключение
ТЗ должно быть составлено максимально четко и понятно, все характеристики должны быть измеряемыми, а понятия точными. Если у самого заказчика нет представления о том, какой сайт ему действительно необходим, лучше обратиться к специалисту. Учитывая, что доработки могут быть очень масштабными и дорогостоящими, даже платная консультация специалиста относительно ТЗ окажется куда более экономным решением. Если взаимоотношения заказчика и исполнителя закреплены только ТЗ, без дополнительного договора, то в задание дополнительно важно включить сроки выполнения и стоимость работ.
Нужен хороший продающий сайт? Получите наш прайс и бесплатную консультацию, оставив заявку на сайте: https://clck.ru/gfjxN