От айтишников всего можно ожидать. Почему директора часто не доверяют IT-специалистам
Слово за слово — оказалось, что директор вообще не очень-то хочет связываться с посторонними специалистами по ИТ. Не доверяет. Но выхода нет — его родственник, который в данный момент «занимается компьютерами», многого не знает: с 1С не работает, в локальных сетях не разбирается.
Раньше у них несколько лет работал системный администратор. Но в один прекрасный момент, уволившись, удалил на сервере клиентскую базу — видимо, был на что-то сильно обижен.
— От айтишников всего можно ожидать, — сказал мне тогда директор. — Мне знакомые после этого случая такого порассказывали! Очень много непорядочных людей в этой профессии.
— Ну нет, — ответил я. — Если кто-то один поступил по-свински, это не повод делать выводы обо всей отрасли. Всё-таки такой поступок — это исключение.
Насчет «исключения» — это я сказал, потому что было «за державу обидно». Но по правде, на какие-нибудь пакости от айтишников жаловался, наверное, каждый третий из моих клиентов. Вот два сравнительно свежих случая.
Случай 1. ИТ-специалисты не отдавали пароли
Обратился ко мне один из старых моих клиентов. Мы с ними довольно плотно работали несколько лет, но потом руководитель решил принять нового коммерческого директора.
Новая метла по-новому метет. Этот коммерческий директор расторг договора со всеми подрядчиками, в том числе и с нами. Заключил «более выгодные» договора с другими компаниями. Но что-то пошло не так. Через несколько месяцев этого коммерческого директора со скандалом уволили, и руководство решило вернуться к большинству старых подрядчиков.
Это предыстория. А вот и сама история.
Директор сообщил ребятам, которые обслуживали на тот момент компьютеры у них в офисе, что расторгает договор. Запросил пароли. Никаких паролей ему никто не дал.
Всё было сделано цивилизованно, в рамках договора, деньги
ребятам за работу заплатили, никаких долгов за компанией клиента не числилось —
но пароли им всё равно не давали. Не то чтобы грубо отказывались, а просто
тянули кота за хвост: «Ждите, скоро всё будет».
Так прошло две недели.
За это время мы подписали с директором договор на обслуживание, всей этой историей начал заниматься я. И поначалу тоже пытался решить задачу обычным путем: попросил у ребят предоставить пароли. Тишина.
Поскольку у нас был физический доступ к оборудованию, пароли мы сбросили и поставили свои. Но осадочек от общения с коллегами остался: как-то это было совсем некорректно и непрофессионально с их стороны. И главное — зачем? Какая причина? Обиделись, что ли?
Случай 2. Сисадмин давал конкурентам доступ к базе
Обратился к нам один клиент — тоже директор предприятия. Говорит, давайте заключим договор на обслуживание. Начали разговаривать, обсуждать ситуацию, оказалось, что в компании есть системный администратор.
Директор говорит:
— Всё, меняю его на вас.
Я спрашиваю:
— А что случилось?
Оказалось, недавно из компании ушли несколько сотрудников — организовали своё дело. Фактически, стали конкурентами. А сисадмин с этими ребятами очень дружен, отношения по-прежнему поддерживает. И со временем директор стал чувствовать что-то неладное (я давно заметил, у руководителей бизнеса на эти дела чуйка срабатывает на 100%).
Он обратился к нам. Мы стали настраивать оборудование, посмотрели сервер. Там лежит две базы. Я спрашиваю: а зачем вам две базы, почти одинаковые? Директор удивился, показали сотрудникам, те удивились еще больше. И сказали: мы работаем вот в этой, а эта похожая, но какая-то странная.
Дело запахло керосином. То есть этой копией базы пользовался кто-то извне. Мы сразу поменяли настройки сервера, ввели жесткие ограничения по доступу (как мы всегда и делаем). Удалили все доступы, которые не принадлежат сотрудникам.
А вот теперь, внимание, самое интересное!
На следующий день позвонили эти ребята (которые ушли) и СТАЛИ ТРЕБОВАТЬ свою базу!
Вдумайтесь в это. Они не только увели базу клиентов у компании, они еще тайно пользовались сервером своего бывшего работодателя. Сделали там копию базы, выставляли счета и т.д. А когда мы им отрубили доступ к этой кормушке — они потребовали вернуть им базу!
Сколько лет работаю в IT, но такую космическую наглость я видел впервые. А поведение сисадмина в этой ситуации вызывает просто оторопь.
*******************************
Скажу сразу: статья — вовсе не для того, чтобы очернить коллег по цеху. Я знаю ИТ-специалистов и руководителей ИТ-компаний, перед которыми мне просто хочется снять шляпу. Настолько профессионально они подходят к своему делу, что мне до них расти и расти.
Просто хочется, чтобы случаи, которые я выше описал, встречались как можно реже и чтобы клиенты нам доверяли. Понятно, что есть письменные договоренности, и все такое. Но без доверия клиента в нашем деле мало что можно сделать. Проверено опытом.
Андрей Лодочников, директор компании «Решение»