редакции Выбор
История контекстной рекламы
Контекстная реклама возникла относительно недавно. Родилась она на свет благодаря американскому бизнесмену Биллу Гроссу, которому в 1997 году в голову влезла идея продажи ссылок, которые показываются пользователю в зависимости от того, какой запрос он введет в поисковик.
Сам же Билл вместе с братом открыл в 1996 году первый в мире бизнес-инкубатор Idealab, который являлся венчурным фондом и обеспечивал развитие интернет-стартапам.
Для воплощения идеи Билла в жизнь, компания Idealab покупает лицензию на базу данных Inktomi. В июне 1998 года Гросс основал компанию GoTo.com, Inc. (которая позже была переименована в Overture Services Inc.)
GoTo.com реализовала метод аукциона,для продажи ссылок по запросам — кто больше заплатит, тот занял лучшие позиции на поиске.
Ну а для увеличения охвата и прибыли рекламные ссылки GoTo.com стала размещать и на сайтах партнеров.
И все шло хорошо для компании, но в 2002 году на рынке появился он.....настоящий будущий левиафан — Google AdWords Select, от компании Google. хотя рекламная система Google работала с 2000г., но тогда оплата была по системе CPM, то есть за 1000 показов. А уже в 2002 году аналогичная модель оплаты рекламы за клики, как в Overture, но компния Google не была бы собой, если бы в данную систему не превнесла новшество, а именно учет релевантности и CTR объявлений.
Для рекламодателей такой подход был более выгодным, особенно для небольших компаний, так как наиболее грамотное и релевантное объявление могло быть на вершине поиска и приносить больший результат по более низкой стоимости.
Биллу,разумеется, данная ситуация не понравилась с заимствованием его идеи. после чего он подает в суд на Google. Но стороны в итоге смогли договориться и Биллу Гроссу была предложена круглая сумма в виде акций Google.
Но помимо гугла 2002 году на рынок, вышла еще одна компания — Applied Semantics, именно эта компания первой предприняла попытку создать рекламную сеть, в которой объявления будут показываться не только в поисковой выдаче, но и на сайтах-партнерах. Проект получил название AdSense. И гугл, который только закончил разборки с GoTo.com, решил не упускать эту возможность и в начале 2003 года купил Applied Semantics.
Не выдержав конкуренции, Overture(бывшая GoTo) была поглощена Yahoo! (сумма сделки $1.63 миллиарда) и получила новое название — Yahoo! Search Marketing. В 2006 году Yahoo! выпускает свой сервис по контекстной рекламе — Yahoo! Panama и в том же 2006 году Google AdWords стал доступен в России.
Microsoft Advertising, Yahoo! Panama становятся основными конкурентами Google, но в отличии от него имеют ряд недостатков:
- Yahoo! — только текстовая реклама по цене на 10-15% выше.
- Microsoft Advertising — имеет слабый функционал аналитики
Это и послужило тому, что Google стал настолько сильным игроком, что в 2010 году Microsoft и Yahoo! заключили соглашение об образовании альянса, хотя ранее Майкрософт пытался поглотить последнего.
На данный момент Google лидер на рынке контекстной рекламы.
Контекст в России
Если говорить о истории контекстной рекламы в России кратко:
- 1997 Создание поисковой машины www.yandex.ru
- 1998 Yandex начал размещать на странице результатов поиска рекламу 2000 Запуск Яндекс.Маркет
- 2001 Появление Яндекс.Директ
- 2002 Запуск сервиса Бегун
- 2002 Географический таргетинг (показывают свои объявления только жителям определенного города или региона)
- 2003 Оплата за клики + аукцион (чем больше платишь, тем на более высоких позициях)
- 2005 Расширение охвата аудитории. Запуск РСЯ
- 2005 Rambler покупает 25% акций Бегуна
- 2007 Яндекс.Метрика
- 2008 18 июля Google покупает Бегун у Rambler
PS. Это был краткий экскурс в предысторию контекстной рекламы, надеюсь Вам понравилась статья. Если Вам нужен запуск контекстной рекламы или аналитика существующей, то можете написать в редакцию канала.
PS
Если хотите получить настройку контекстной рекламы для вашего бизнеса, то обращайтесь https://vk.com/im?media=&sel=-202066484&v=