редакции Выбор
Причины провала большинства стартапов. В чем подвох?
Три основных ошибки
Становится ясным, что попадание в 10% это в основном про фортуну, но допущенные ошибки могут свести все усилия к абсолютному нулю, а вместо взлёта получится жёсткое приземление.
Неполный анализ рынка и коммерческого фактора
Ряд бизнесменов не склонны к изучению своих конкурентов и возможных потребителей, а загоревшись идеей быстро стряпают продукт.
«Начинающие предприниматели не всегда понимают, сколько денег может сэкономить кастдев и исследование рынка. При расширении бизнеса или запуске нового можно упустить, что успешный опыт и прорывная идея не всегда гарантирует успех», — рассказал председатель совета фонда «Цифровая долина Сочи» Антон Немкин.
В качестве наглядных уроков он привёл наиболее известные примеры неудач эпохи доткомов — Pets.com и онлайн-бакалею Webvan, тративших фантастические суммы на свою рекламу и опиравшихся на самый передовой формат того времени (на котором позже взошла звезда Amazon), но так и не добились успеха. И не только агрессивное масштабирование и огромные траты на рекламу виноваты в этом — в конце 90х основные массы людей были просто не готовы к онлайн-ретейлерам.
А если заводить речь об эффективном денежном расходе, то у новых проектов к непосредственному старту обычно в наличии почти не остаётся запасного капитала.
Именно так и надо планировать начальный бюджет, и на первых порах идти по пути жёсткой экономии, дабы не ощутить нехватку денежных средств ещё на старте.
Желание играть по крупному в этой сфере
Ещё одна распространённая ошибка начинающих бизнесменов, — слишком завышенные ожидания.
«Стартаперы мечтают „перевернуть рынок“ и выйти за рубеж, поэтому ожидают прибыль и масштабирование в короткие сроки. Этого не происходит, а работать на первых порах приходится много. Мотивация пропадает и создатель бросает стартап», — считает Антон Немкин.
В попытках угнаться за мифическим грандиозным успехом, со временем обнажаются ошибки расхода и перераспределения средств. Такие компании легко узнаваемы по несоразмерным с величиной проекта затратам, а отказ от планирования, в конце-концов приводит к тому, что финансов уже нет, а продукт так и остался нежизнеспособен.
Такие фирмы тратят финансы инвесторов в раздутый рабочий штат, элегантные офисы и прочую инфраструктуру, но вложенное не отбивают, а наоборот, требуют всё больших и больших вливаний. И весь вопрос времени лишь в том, когда наконец инвестора поймут ошибочность данного проекта и свернут свое финансирование.
Вливание средств в неизвестность
Такой порядок вещей может иметь две стороны медали. Во-первых, капитализация убыточных продуктов или компаний может считаться необходимой для дальнейшего привлечения инвестиций со стороны и служит развитию бизнеса и повышению его стоимости.
А во-вторых, такая денежная яма может не оправдать полученных ожиданий и хорошенько поистрепать компанию.
Антон Немкин также решил освежить в памяти недавний пример продажи своего подразделения по разработкам беспилотников небезызвестной корпорации Uber. Эта сделка по факту стала той самой «ямой», куда по заверениям одного из инвесторов, были выброшены в трубу около 2,5 миллиарда долларов.