Главное Свежее Вакансии   Проекты
279 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Синдром выученной беспомощности: как бороться с “психологической тюрьмой”

Когда мы с нами происходит что-то плохое нам хочется верить, что мы можем это изменить, повлиять на ход событий и превратить их во что-то позитивное. Но это не всегда так, и когда люди чувствуют, что не могут контролировать то, что с ними происходит, сдаются на волю судьбы.

Отсюда возникает так называемая «выученная беспомощность» — одна из худших вещей, которая может случиться с нами. И никто не может защитить себя от неё.

Что такое «выученная беспомощность»?


«Выученная беспомощность» — это вера в то, что что бы мы ни делали, мы не добьемся другого результата. Это жестокая «психологическая тюрьма», которая полностью отключает нас от реальности и блокирует любую возможность освобождения или изменений. Хуже всего то, что первый неудачный опыт остается в нашем мозгу, оставив след, который повлияет на наш способ восприятия себя и мира.

Первые исследования выученной беспомощности были проведены на животных. Психолог Мартин Селигман заметил, что, когда они постоянно подвергались воздействию негативных стимулов и не имели возможности убежать, в какой-то момент они просто перестали пытаться избежать стимула, сдавались и вели себя так, как будто они уже полностью беспомощны. Хуже всего то, что, когда им была предоставлена ​​возможность сбежать, они не воспользовались ею, потому что в прошлом узнали, что не могут сбежать. И не хотели пробовать.


Несомненно, приобретенная беспомощность присуща не только «животному царству», часто то же самое происходит с людьми, поэтому мы не видим и не используем возможности для перемен или облегчения, когда они появляются. Мы можем жить «прикованными» к обстоятельствами, которые лишают нас свободы, особенно когда мы думаем, что не можем делать определенные вещи просто потому, что когда-то пытались и потерпели неудачу. В этот момент мы четко записали в уме сообщение «я не могу». На самом деле, это довольно частая ситуация при депрессии и у жертв насилия.

Пассивность как реакция


Мартин Селигман объясняет, что мы часто не способны реагировать на болезненные ситуации, потому что в какой-то момент пути и после попытки изменить ход вещей, не получив ожидаемых результатов, мы сдерживаемся и впадаем в состояние пассивности.

В некотором смысле «выученная беспомощность» — это своего рода механизм психологической адаптации, поскольку приходит время, когда силы покидают нас, и мы не можем продолжать справляться с болью и страданием, поэтому снижаем уровень активности, чтобы сохранить немногочисленные оставшиеся ресурсы. На самом деле неспособность реагировать всегда является результатом глубоких психологических проблем.


Симптомы выученной беспомощности


В «выученной беспомощности» задействованы фундаментальные области психики: мотивационная, когнитивная, эмоциональная и поведенческая, порождающие серию мыслей, чувств и характерных форм поведения.

— Человек потерял мотивацию продолжать борьбу и сдался обстоятельствам. Другими словами, он принимает на себя роль жертвы, который проявляется в поведении через глубокую апатию. Человек не принимает важных решений, потому что чувствует, что не может изменить ход своей жизни и не может его контролировать.

— Человек не учится на ошибках, чувствует, что ничего не может сделать для улучшения своего положения, и считает свою судьбу неизменной. Ошибки перестают быть инструментами роста.

— Человек впадает в глубокую депрессию и отчаяние, у него развивается пессимистическое видение мира, убеждение, что он не способен выйти из ситуации.

Фактически, беспомощность связана с различными психологическими расстройствами, такими как депрессия, тревога и фобии. Например, застенчивый человек в социальных ситуациях может начать чувствовать, что не может ничего сделать, чтобы улучшить положение. Это чувство отсутствия контроля может привести к избеганию общения и усугубить его робость.


В каких ситуациях проявляется выученная беспомощность?


Синдром может проявляться практически во всех сферах нашей жизни, профессиональной, социальной и личной. В профессиональном секторе это очень распространено, потому что там часто возникают препятствия на пути к изменениям. Когда человек предлагает новые идеи, но их отвергают, он в конечном итоге адаптируется к своей роли и становится пассивным сотрудником без какой-либо мотивации

Это также наблюдается на личном уровне, особенно у тех людей, которым в детстве ставили множество ограничений и не учили справляться с неудачами. Если человек вырастает с идеей «неспособности», он будет нести эту идею большую часть жизни, и это станет ограничением для его развития. Вот почему такие фразы, как «даже не пытайся это сделать» или «ты ничего не можешь сделать» наносят ущерб самооценке и нашему достоинству. Те, кто слышал такое в детстве, не только будут бояться трудностей, но даже не смогут определить для себя хорошие возможности.

Конечно, синдром выученной беспомощности проявляет себя на социальном уровне, когда дело доходит до убеждения, что все, что мы не делали, не принесёт результата. Особенно, в рамках политической и экономической системы. Фактически, поговорка «лучше известное зло, чем еще неизвестное добро» прекрасно отражает концепцию.


Неудачи защищают нас от отчаяния


Не все люди одинаково реагируют на невзгоды, есть те, у кого развивается беспомощность, другие становятся более стойкими. Ключ кроется в использовании ресурсов, которые мы можем использовать в такие моменты.

Вот почему сам Селигман говорит о необходимости неудач. Нам нужно чувствовать грусть, злость и разочарование. Защита от этих эмоций делает нас более уязвимыми, потому что мы не учимся проявлять настойчивость.

Способность к сопротивлению в основном основана на уверенности в своем умении преодолевать невзгоды и развивается только тогда, когда у нас есть возможность бороться и становиться творцами своей жизни. Развитие внутреннего «локуса контроля» имеет решающее значение для противостояния самым худшим вызовам, поскольку позволяет нам осознавать, что, хотя обстоятельства и влияют на нас, в конечном итоге не определяют ход событий.

Изучение того, как вмешиваться в среду, в которой мы живем, и получать результаты, как положительные, так и отрицательные, позволяет нам понять, что у нас есть определенная степень контроля и что внешние переменные не всегда несут ответственность за то, что с нами происходит. В конце концов, мы всегда можем выбирать, как реагировать на происходящее.

Приобретенная беспомощность — это не пожизненное заключение. Мы должны помнить, что нет ничего вечного, даже если в тяжелые времена все кажется серым. Изменения происходят, когда мы начинаем осознавать ситуацию, работать над самооценкой и обрести новый смысл жизни, чтобы постепенно восстанавливать силы.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем