Главное Свежее Вакансии   Проекты
261 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Нужно ли помогать ребенку делать домашние задания?

Хочешь сделать хорошо, сделай сам. Такого мнения придерживаются тысячи российских родителей и делают домашние задания за своих детей.

Есть и другой, не менее популярный подход, когда мама или папа с надрывом в голосе объясняют новую тему так, что слышат соседи. С другой стороны, иному виду коммуникации родителей никто не учит, отсюда и вопрос: а нужно ли помогать ребенку? Давайте разбираться.

О родителях

Начнем с мам и пап, а я за годы работы учителем начальных классов могу написать трехтомник на тему: откуда возникает стойкое желание помочь ребенку в учении. Вы посмеетесь, если, конечно, себя не узнаете, однако делать за сына или дочь уроки родители берутся по нескольким причинам:

  1. Синдром отличника! Вам такие люди наверняка встречались: им все надо сделать на «пять с плюсом»! «Четыре» — уже не оценка. У меня был мальчик Ваня, первоклашка с голубыми глазами. Мама у него — инженер с красным дипломом, отличница, умница и красавица. Так вот, Ваня как-то вышел к доске и не смог написать прописную букву «Ж». За него мама в прописи рисовала по пунктирной линии. Она просто всегда должна быть умницей и красавицей, а так как ребенок ее продолжение — значит, и он должен быть самым-самым.
  2. Мало времени! Таким родителям не хватает часов в сутках. И я их понимаю. Поэтому, когда ребенок просит помочь или объяснить, проще что? Правильно — все сделать за него и дать переписать.
  3. Страх порицания! Взрослые боятся классных руководителей и учителей. Даже не так. Боятся того, что о них подумают. У таких мам и пап в голове крутится мысль: «Если ребенок сделает уроки плохо или не сделает вообще — значит, мы плохие родители». А чтобы так не подумали и не сказали, надо помочь или сделать за него.
  4. Незнание предмета! Родители не обязаны помнить всю школьную программу. И когда дело доходит до физики или химии, не мудрено предложить вместе покопаться в интернете и найти правильное решение.

И таких причин еще множество. Эти — самые очевидные. И запомните: это не дети ничего не понимают, это у вас не хватает времени, сил и терпения объяснить и научить.

Ищем подход к младшеклассникам

Им нужна помощь. Во всем, и с уроками в том числе. Во-первых, они не умеют разбивать задачи на подзадачи, не могут составить самостоятельно распорядок дня, требовать у них ответственного отношения к выполнению Д/З — не более чем глупость. Поэтому:

  1. подготовьте рабочее место, учитывая интересы ребенка. Если вашему малышу комфортнее выполнять домашнее задание в окружении любимых игрушек, пусть будет так;
  2. настрой. Только позитивный. Как его добиться, если у ребенка изначально плохое отношение к школе? Это тема для отдельной статьи. В этом случае я очень советую обратиться к психологу;
  3. порядок уроков пусть выберет ребенок. Если ему комфортнее начать с математики, позвольте. Кстати, как правило, дети приступают к домашнему заданию от любимого предмета к нелюбимому. Так можно узнать, какие науки малыша увлекают;
  4. перерывы. Чем младше ребенок, тем сложнее ему фокусировать внимание. Делайте перерывы по 10-15 минут.

Если вы совсем не готовы к таким подвигам, то:

  1. нанимайте няню. В моем классе у троих детей есть няни, которые забирают из школы и помогают сделать уроки. У них педагогическое образование, которого достаточно для разъяснения материала учащимся начальной школы;
  2. выбирайте продленку. Не во всех школах она предусмотрена. А если и предусмотрена, то не везде гарантируют выполнение уроков, только присмотр. Поэтому уточняйте и узнавайте;
  3. Обратите внимание на школы полного дня. Например, у нас в «Академической Гимназии» такая услуга появилась именно для того, чтобы разгрузить родителей и сделать уроки с детьми в удобное время. Когда школьники еще не устали, психика не угнетена. Плюс есть выверенные психологические подходы к каждому ребенку — это у нас основа основ.

Что делать с подростком

Запомните: вы его друг. Это правило стоит взять за основу и только потом приступать к процессу выстраивания коммуникаций. Для начала поймите, что чем ребенок старше, тем больше свободы он хочет, тем отчаянней защищает личное пространство. Поэтому:

  1. Доверяйте и проверяйте! Сейчас почти во всех школах есть электронные дневники. Посмотрите, что задали, попросите вечером показать. Не требуйте, а попросите. Можно шуткой, например: «Я тут посмотрела, что тебе задали. Это вообще реально решить? Я не смогла, покажи ты это сделал».
  2. Стучитесь в его личное пространство! Если у него своя комната, не надо каждые пол часа спрашивать: «Ты сделал?», «А сейчас?». Не делайте так, это отвлекает и действует как раздражитель.
  3. Хвалите! Подростки не менее малышей нуждаются в похвале. А порою и больше. Потому что у них в целом непростой период принятия себя и им сложно переживать свои эмоции.

И помните, если ваш ребенок пришел с урока и ничего не понял, не всегда он глуп. Возможно, педагог не очень старался. Но это уже совсем другая история.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем